Три принципа судостроения будущего: зелёное, умное и адаптивное
Александр Соколов, руководитель кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выступил перед слушателями Санкт-Петербургского государственного морского технического университета с лекцией о роли форсайта в стратегическом планировании судостроительной отрасли.
В первой части доклада «Прогнозирование технологического развития методами Форсайта» Александр Соколов познакомил слушателей с базовыми знаниями об инструментах, которые помогают принимать взвешенные решения о будущем. Во второй учёный показал, как на практике работает форсайт, в том числе рассказал о главных трендах развития мирового судостроения.
Не секрет, что в настоящее время судостроение в России активно возрождается. Со стапелей верфей сходят гигантские атомоходы и прогулочные суда класса «река-море». Обновляются танкерный и рыболовецкий флоты. В каком направлении будут развиваться технологии, как грамотно выстроить стратегию развития отрасли, как предсказать, какие компетенции будут наиболее востребованы через десять, двадцать и даже пятьдесят лет объяснил учёный в ходе своего выступления.
Традиционные прогнозы, построенные на эконометрических моделях, несовершенны по нескольким причинам. Сложность и многоаспектность окружающего мира, упрощённые и обобщённые представления о перспективных технологиях снижают точность и горизонт планирования. В то время как система методов форсайта, дополняющая математическое моделирование экспертными оценками и сценарными прогнозами, построением дорожных карт с учётом приоритетов инновационного развития, становится удобным инструментом адаптации хозяйственной деятельности к вызовам хаотичного и турбулентного мира и даже влиянию на него. Форсайт способен учитывать постоянно меняющиеся факторы внешней среды будь то технологическое эмбарго, ведущее к слому глобальных производственных связей, или прорыв в области искусственного интеллекта, способный переформатировать всю глобальную экономику.
Комментарий профессора Александра Соколова, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, Кафедра ЮНЕСКО по исследованиям будущего
Форсайт – это смесь науки, психологии и искусства.
Научные методы прогнозирования - это главный инструмент стратегического предвидения. Очень важно, чтобы после форсайта, когда эксперты разошлись, выводы и решения, зафиксированные на бумаге, могли бы стать обоснованным руководством к действию.
В форсайте также многое зависит от психологии. Важно убедить и привлечь на свою сторону «форсайт-чемпиона» – руководителя с лидерскими качествами, которого люди знают и уважают, способного зажечь остальных своими идеями.
Творческий компонент в форсайте состоит в умении исследователей заглянуть за горизонт традиционного планирования. Чтобы сесть и написать подробный план даже на год вперёд – это надо всё-таки быть либо человеком неординарного ума, либо талантливым визионером, либо упёртым формалистом. А писать сценарии на десятилетия вперёд сродни искусству. Умение мыслить стратегически с учётом неопределённости, таящейся в будущем, вообще мало кому дано от рождения. Этому надо учиться специально.
В своём выступлении Александр Соколов обозначил три основных тренда в судостроении.
Зеленое
Экологическая повестка приведет к полному переформатированию отрасли. Для сокращения вредных выбросов придется отказаться от углеродного топлива и перейти на СПГ, биодизель или водород. На новых судах разработчики станут активно размещать гибридные и электрические двигатели, а навигационные системы с использованием моделей искусственного интеллекта будут нацелены на оптимизацию потребления стремительно «зеленеющего» топлива. Многие эксперты предсказывают размещение на борту кораблей будущего солнечных панелей и ветрогенераторов.
Умное
Системы беспилотного управления судном и удалённого диспетчирования трафиком станут привычными явлениями в судоходстве. Навигация c учётом анализа "больших данных", автономное взаимодействие с другими судами и морской техникой и, наконец, "морской Интернет вещей" плотно войдут в нашу жизнь.
Адаптивное
Модульные конструкции ускорят процесс строительства, а способность судов подстраиваться к разнообразной портовой инфраструктуре и потребностям цепочек поставок многократно увеличат эффективность использования торгового флота.