ОЭСР призывает к трансформации инновационной политики
В апреле 2024 г. вышел доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), описывающий подходы к обновлению инновационной политики в условиях глобальных политических, социальных, экономических и экологических шоков. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал эти рекомендации.
Неэкономический фон для инновационной политики
Как отмечают авторы доклада, для последних нескольких лет характерны кризисы неэкономической природы, носящие экзогенный характер и оказывающие влияние на все стороны общественной жизни. Так, коронакризис, помимо непосредственного вреда здоровью людей, нарушил социальные устои, финансовую безопасность, деятельность отдельных отраслей. Последовавший за ним геополитический кризис проявился в нарушении цепочек поставок, изменении потоков международной торговли, фрагментации глобальной экономики. Мир в таких условиях часто описывается как хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый (от англ. BANI — Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible).
Инновационная политика должна адаптироваться к современным условиям и соответствовать широким изменениям в обществе, в рамках которых мультидисциплинарность, открытость, гибкость и профессионализм представляются важнейшими принципами эффективности на всех уровнях экономической деятельности.
ОЭСР описывает трансформационный подход к инновационной политике, который ориентирован на ценностные преобразования в обществе, решение социальных и экологических проблем, высокую роль кооперации и партнерств, а также необходимость постоянных изменений (табл. 1).
С учетом глобальных вызовов и кризисных явлений деятельность в области науки, технологий и инноваций должна охватывать цели и практики, которые способствуют переходу к устойчивому развитию, инклюзивному социально-экономическому обновлению, резилиентности и безопасности. Эксперты ОЭСР предлагают ключевые направления научно-технической и инновационной политики, которые призваны помочь в достижении этих целей (рис. 1).
Предложенные экспертами меры научно-технической и инновационной политики объединены в два направления: развитие ресурсной базы и обеспечение взаимодействия с партнерами.
Наращивание ресурсов: финансовых и кадровых
В части усиления ресурсной базы в докладе ОЭСР подчеркивается важность гибкого государственного финансирования исследований, например за счет перераспределения или переноса бюджетных средств на следующие периоды, вовлечения заинтересованных сторон для корректировки процессов и механизмов финансирования, предоставления долгосрочной поддержки высокорисковых и высокорентабельных исследований (high-risk, high-reward research). Также авторы делают акцент на привлечении частных инвестиций, в том числе посредством использования таких инструментов, как смешанное финансирование, возмещение первых убытков и государственные гарантии.
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным NBER.
Стратегическая гибкость, подкрепленная широким спектром необходимых для принятия управленческих решений данных, позволяет повышать эффективность действий государства в сфере науки и инноваций. Для этого необходимо поддерживать создание и обеспечивать доступность значительных объемов административной информации, используемой для мониторинга научно-технологической и инновационной сферы и связанной с ней госполитики.
Наряду с финансированием, тщательного планирования и непрерывной поддержки (не только финансовой, но и административной) требуют исследовательская инфраструктура и все более значимая в последние годы инфраструктура данных: на фоне роста объемов информации критично повышать качество данных во взаимодействии с заинтересованными сторонами, применять технологии безопасного хранения, быстрой обработки и анализа больших массивов информации.
ОЭСР рекомендует активно использовать искусственный интеллект и другие технологии автоматизации исследовательского процесса. При этом, несмотря на их популярность и относительную доступность, для эффективного использования требуется создание системы внедрения таких технологий и их адаптации к стандартам научных исследований. Важно развивать инструменты принятия решений на основе анализа больших данных в режиме реального времени и учитывать возможности цифровых технологий при разработке мер политики.
Искусственный интеллект для развития науки в Китае
Правительство КНР уделяет особое внимание интеграции моделей и алгоритмов ИИ в разные области науки в целях ускоренного решения исследовательских проблем. Конкретные меры включают создание открытых платформ с использованием ИИ в ключевых областях науки, стимулирование университетов и НИИ к формированию открытых баз исследовательских данных, установление этических норм (см. «Регулирование искусственного интеллекта: первые шаги»).
В марте 2023 г. Министерство науки и технологий в сотрудничестве с Национальным фондом естественных наук Китая разработали «План реализации научных исследований с использованием технологий ИИ», нацеленный на внедрение ИИ в математике, физике, химии и астрономии. Главная цель — поиск решений глобальных вызовов в таких областях, как изменение климата, энергопереход, разработка лекарств, генетические исследования, селекция и новые материалы. Параллельно в рамках национального проекта «Научно-технические инновации 2030 — следующее поколение ИИ» формируется открытая вычислительная инфраструктура на основе технологий ИИ, а также поддерживаются проекты по глубокому внедрению ИИ в научную деятельность. Средний размер грантов на реализацию таких 3-5-летних проектов составляет 20 млн юаней (248,5 млн руб.1).
Крупнейшая китайская интернет-компания Tencent также активно инвестирует в инфраструктуру для применения ИИ в науке. Так, платформа визуализации в сфере медицины Tencent AIMIS (AI Medical Imaging System) фокусируется на создании облачных приложений для работы с медицинскими изображениями. Компания полностью открыла более 20 типов собственных моделей ИИ и предоставляет исследовательские ИИ-услуги в сфере медицины для 17 университетов и научных институтов, 23 государственных больниц и 33 технологических компаний.
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным International Science Council, китайских источников, ChinaDaily.
Центральная задача при формировании ресурсного обеспечения трансформации — решение проблемы дефицита навыков. Некоторые страны ввели микростепени, чтобы организации и отдельные лица могли быстро получать необходимые знания и умения. Так, 16 июня 2022 г. ЕС принял Рекомендации о микростепенях для обучения на протяжении всей жизни и расширения возможностей трудоустройства. Документ направлен на поддержку разработки, внедрения и признания микростепеней во всех государственных учреждениях и частных компаниях в странах ЕС.
Отдельным направлением инновационной политики должна стать поддержка широкого круга заинтересованных сторон в развитии недостающих навыков и новых технологий и, в частности, повышении цифровой грамотности работников госсектора, низкотехнологичных отраслей и МСП.
Расширение взаимодействия в разных форматах
В рамках трансформационной цели, связанной с построением кооперационных сетей, ОЭСР рекомендует развивать взаимодействие с более широким кругом партнеров и заинтересованных лиц, формировать более глубокие коллаборации за счет интеграции стейкхолдеров в процессы принятия решений (посредством консультаций, специальных мероприятий и др.). Важную роль играет научно-технологическая кооперация в форме государственно-частных партнерств, платформ, инновационных кластеров и экосистем. На успешность трансформационной политики также влияет межведомственная согласованность, обеспечивающая координацию между различными сферами и уровнями госуправления. Координация усилий на международном уровне осуществляется через формулирование совместных целей, стимулирование развития открытой науки, подписание партнерских соглашений о реализации исследовательских и инновационных проектов.
В отношении развития рыночных и структурных условий для трансформации, помимо общих рекомендаций по международной кооперации, гибкости и гармонизации различных направлений политики, ОЭСР делает акцент на важности ориентации на человека при разработке мер, а также значимости учета экологических, социальных и управленческих аспектов (ESG).
Резюме
Представленная в докладе ОЭСР концепция трансформационной инновационной политики призвана изменить сложившиеся модели ее разработки и реализации под углом повышения социально-экономических и экологических эффектов и достижения целей устойчивого развития. Преобразования касаются прежде всего более системных и гибких подходов к формированию ресурсной базы научно-технологической сферы, развитию человеческого потенциала, более тесной кооперации как на национальном, так и на международном уровнях.
Доклад является первым этапом операционализации новой концепции, следом за ним ОЭСР планирует выпустить специальное руководство, в котором будут детализированы ключевые действия по реализации трансформационной политики, и запустить онлайн-сервис с описаниями наборов инструментов, которые пользователи смогут подбирать под специфичные национальные задачи инновационной политики.
Источники: официальные документы ОЭСР; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Е. В. Киселева, М. А. Гершман
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Как Индия привлекает научные таланты»
См. также: