• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сценарии развития социологии до 2030 года

Форсайт-центр ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил аналитический материал для форсайт-сессии «Российская исследовательская индустрия – 2030», которая состоялась в начале марта в Институте ВЦИОМ. Ее участники сформировали три сценария развития социологических исследований на ближайшие пять лет и более отдаленную перспективу. Результаты этой работы были представлены на VII Грушинской конференции, прошедшей в этом году под девизом «Навстречу БУДУЩЕМУ. Прогнозирование в социологических исследованиях».

Кратко о сценариях:

  • Сценарий №1 «Открытый мир»: доступность и открытость данных и высокая скорость изменений в поведении человека
  • Сценарий №2 «Research без данных»: ограниченность доступа к данным и высокая скорость изменений в поведении человека
  • Сценарий №3 «Счастливый одномерный человек»: максимальная доступность данных и низкая скорость изменений поведения человека

В ближайшие 10 лет ключевыми факторами, определяющими развитие социологии, станет доступность и открытость данных и скорость изменения моделей поведения человека. В ходе дискуссии представители традиционных и инновационных сегментов исследовательской индустрии, исследовательских стартапов, IT, консалтинга, вузов, клиентов разработали три наиболее вероятных сценария развития отрасли.

Для первого сценария под названием «Открытый мир» характерна ситуация, когда сведения о респонденте максимально доступны, поведение человека быстро меняется. Это означает, что стоимость получения данных будет низкой, а аналитику можно полностью автоматизировать. Вызов для исследователей будет заключаться в поиске высокоинтеллектуальных решений, которые позволят синтезировать количественные (число опрошенных) и качественные (опросы экспертов) данные. Чтобы принять этот вызов, исследователям необходимо наращивать компетенции в области синтеза данных из нескольких источников для получения новых идей, решений для клиента.

Согласно второму сценарию «Research без данных», наиболее депрессивному, доступ к данным будет закрыт или сильно ограничен, а поведение респондента будет быстро меняться. В таком случае станет невозможно использовать количественные исследования (число опрошенных). Перед социологами будет стоять задача – поиск новых источников данных. В этой связи вырастет роль коллаборации исследователя с клиентом для доступа к внутренним данным Клиента (данным, которые собираются у клиента). Вырастет спрос на изучение трендов, отраслевую экспертизу, стратегические исследования, качественные исследования, наблюдение, пассивный сбор данных, экспертные опросы.

При ухудшении ситуации в экономике и спаде потребительской активности (сценарий «Счастливый одномерный человек») исследователи будут иметь всю информацию о человеке, поведение которого будет меняться предсказуемо и медленно. Сбор данных останется за высокотехнологичными компаниями, агрегаторами и владельцами Big Data (большие объемы неструктурированных данных). Возрастет роль партнерства с этими компаниями. Увеличится роль консалтинговой составляющей в исследовательских проектах, визуализации данных.

Подробнее о форсайт-проекте «Российская исследовательская индустрия – 2030»: http://wciom.ru/index.php?id=1027. Также о проекте и результатах форсайт-сессии можно узнать из презентации.

 

Справка о Российской исследовательской неделе

Мероприятия РИН-2017 (researchweek.ru) прошли с 13 по 17 марта. На площадках Недели были организованы открытые конференции и профессиональные дискуссии о будущем исследовательской индустрии и будущем общества, об актуальных трендах в социальных и маркетинговых исследованиях, о традиционных опросах и новых исследовательских подходах и методах, о доверии опросным данным и влиянии исследований и исследователей на жизнь общества.

Организаторами Недели стали крупнейшие в нашей стране исследовательские компании: ВЦИОМ, ФОМ, GfK Russia, Kantar TNS, ОМI, ЦИРКОН, MarketSense, FDF Group, а также НИУ ВШЭ. Поддержку инициативе оказывает Европейское общество исследований общественного мнения и рынка ESOMAR, а также два крупнейших российских отраслевых объединения — ОИРОМ и Ассоциация «Группа 7/89».

Неделя открылась 13 марта пресс-конференцией организаторов РИН-2017 с участием генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, президента ФОМ Александра Ослона, генерального директора ГФК-Русь Александра Демидова.

Центральными событиями Недели стали VII Грушинская социологическая конференция (15–16 марта) и единственная в России выставка решений, методик и технологий для маркетинговых исследований Research EXPO в Сокольниках (17 марта).

В этом году Грушинская конференция посвящена теме «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях». Участие в ней приняли исследователи-практики, а также представители органов власти, бизнеса, СМИ более чем из 10 стран и 80 городов России. Среди организаторов конференции представители ведущих российских исследовательских компаний ВЦИОМ, ЦИРКОН, OMI, ФОМ, ГФК-Русь, РАНХиГС при Президенте РФ. В рамках конференции прошли более 30 секций, круглых столов, мастер-классов, состоялись торжественные награждения победителей общероссийского конкурса на лучшую студенческую исследовательскую работу (премия ВЦИОМ), конкурса операторов cati-центров «Интервьюер-профи» (проводится Ассоциацией «Группа 7/89»).

Официальный сайт Российской исследовательской недели: researchweek.ru

Страница в facebook: https://www.facebook.com/ResearchWeek.

Материал подготовлен на основе релиза ВЦИОМ