Насколько готовы россияне платить за цифровые подписки?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует на основе данных репрезентативного опроса населения востребованность у россиян платных подписок на различные онлайн-сервисы.
Справочно: Исследование базируется на результатах репрезентативного опроса населения России в возрасте 14 лет и старше, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в апреле–мае 2024 г. в рамках регулярного Мониторинга цифровой трансформации экономики и общества. Объем выборки — 10038 респондентов, среди которых 8539 пользовались интернетом за последние три месяца к моменту опроса.
Многие сетевые ресурсы предоставляют услуги или доставляют товары по подписке. К одним сервисам можно получить бесплатный доступ (всегда или в течение пробного периода), к другим — при разовой или регулярной оплате. Данная бизнес-модель приобретает популярность и в России.
По данным опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, уже более четверти российских интернет-пользователей (28%) оформили платные подписки на какие-либо программы, приложения или онлайн-сервисы. Наиболее популярны среди этой категории пользователей экосистемные (единые) подписки (52%), выступающие точкой входа для получения полного комплекса услуг какой-либо компании (например, «Яндекс Плюс», «СберПрайм»). В топ-3 самых востребованных сервисов с доступом по подписке также входят стриминговые платформы с фильмами (40%) и музыкой (27%) (рис. 1).
Ежемесячные расходы владельцев цифровых подписок пока невелики (рис. 2). Половина из них тратит менее 500 руб., 29% — от 501 до 1000 руб., еще 12% — от 1001 до 2000 руб. Более высокие траты встречаются крайне редко: только 3% платят от 2001 до 5000 руб., выше расходы у всего 1% онлайн-пользователей, имеющих какие-либо цифровые подписки.
Среди мужчин, пользующихся интернетом, чуть выше доля обладателей цифровых подписок, чем среди женщин (30 против 26%). С возрастом популярность данной практики падает: в группе пользователей 18–24 лет у каждого второго (48%) есть какая-либо платная цифровая подписка, в средних возрастных группах (30–34 и 35–39 лет) — у каждого третьего (35 и 36% соответственно; сопоставимая доля (36%) и среди подростков 14–17 лет); в когорте 40—44-летних — у каждого четвертого (26%), а в группе 60+ лет — лишь у 6%.
Жители городов чаще покупают онлайн-подписки, чем проживающие в сельской местности (30 против 21%). Материальное положение, ожидаемо, оказывает заметное влияние на востребованность платных подписок: среди интернет-пользователей из наиболее обеспеченных семей соответствующие расходы себе могут позволить около 40%, среди наименее обеспеченных — только 10%.
Спрос на платные цифровые сервисы обусловлен и наличием определенных электронных устройств. Среди пользователей, в семье которых есть игровая приставка или «умная» колонка, более половины (53%) оформили какую-либо цифровую подписку. Эта доля высока и среди тех, у кого дома есть электронная книга (48%) или «умные» часы / фитнес-браслеты (45%).
Рост популярности цифровых подписок актуализирует и связанные с ними риски. Опрос, проведенный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ ранее в 2022 г., показал, что каждый пятый пользователь цифровых платформ и экосистем сталкивался со списанием денег за подписки, которые он не подключал, или с их продлением без уведомления. Эти проблемы не остались без внимания государства. В июле 2023 г. в Госдуму был внесен законопроект о предоставлении потребителям полных сведений об условиях цифровых подписок и своевременном информировании об их продлении. Его рассмотрение запланировано на сентябрь 2024 г.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе результатов проекта «Мониторинг цифровой трансформации экономики и общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Лилия Кузина
Предыдущий выпуск серии «Цифровая экономика»:
«Цифровой детокс»
См. также: