Роль АТЭС в устойчивом энергетическом развитии
Ли Пенгченг, директор CNIS (Китай) и председатель Экспертной группы по энергоэффективности и энергосбережению АТЭС недавно принял участие в проведении юбилейного 50-ого совещания Экспертной группы, которое состоялось в НИУ ВШЭ в Москве. После мероприятия сотрудники новостной службы портала университета поговорили с Ли Пенгченгом о состоявшейся встрече и о роли России в устойчивом энергетическом развитии.
— Почему юбилейное 50-е заседание экспертной группы по энергоэффективности и энергосбережению АТЭС проходит в Российской Федерации?
— Мы высоко оцениваем то, что Россия любезно предложила провести встречу Экспертной группы в рамках Российской энергетической недели 2017. Большинство экономик АТЭС заинтересованы в прогрессе в области энергоэффективности и энергосбережения в России. Это совещание — хорошая возможность для России укрепить связь с другими экономиками АТЭС в области энергоэффективности и энергосбережения.
— Можете назвать ключевые тенденции мировой повестки и темы, возникающие в экспертных и политических кругах при обсуждении вопросов энергоэффективности?
— Во всех экономиках энергоэффективность является приоритетом в области энергетической политики. По результатам анализов МЭА, энергоэффективность обеспечит наибольший вклад в достижение цели Парижского соглашения — «удержать рост температуры на уровне менее чем 2°C». Важно отметить, что энергоэффективность не только вносит вклад в окружающую среду, но также это инструмент для повышения производительности и повышения качества жизни людей, например, посредством сокращения счетов за потребление энергии.
— Как Вы оцениваете позиции, опыт и инициативы нашей страны в области энергоэффективности и энергосбережения? Как обеспечивать экономическое развитие малонаселенных территорий и население, живущее на них, чистой энергией, доступной как экономически, так и технически?
— Я думаю, что Россия демонстрирует свои стремления повысить энергоэффективность и взяла на себя обязательство по сокращению парниковых газов в Парижском соглашении. Честно говоря, мы надеемся увидеть более впечатляющие шаги в области энергоэффективности. Мы понимаем озабоченность России относительно устойчивого развития энергетики в отдаленных районах. Мы считаем, что регулярный поиск индивидуальных решений, соединяющих в себе энергоэффективность, возобновляемые источники энергии и традиционную энергию для достижения высокого уровня эффективности во всей энергетической системе, очень привлекательны для большинства стран АТЭС. Мы с нетерпением ожидаем, что Россия начнет диалог и представит результаты высокого уровня руководству АТЭС.
— Какие исследования российских ученых по тематике энергоэффективности и энергосбережения Вам кажутся интересными, в том числе под углом достижения задач в сфере энергетики, которые ставят перед собой экономики АТЭС?
— Мы считаем, что анализ больших данных по энергоэффективности и энергосбережению очень впечатляет. Он прогнозирует эволюцию технологий и важные темы в области энергоэффективности и энергосбережения в очень эффективном режиме. Мы надеемся, что Россия сможет представить эти результаты в Энергетической рабочей группе АТЭС и обеспечить создание потенциала для других экономик АТЭС.
— Какую роль играют при формировании новой повестки в сфере энергетики инструменты доказательной научно-технической и инновационной политики, такие как форсайт, мониторинг глобальных трендов, анализ больших данных?
— Я полагаю, что в ближайшем будущем энергоэффективность ждет революция. ИТ-технологии, анализ больших данных и искусственный интеллект меняют облик того, что мы называем энергоэффективностью. Мы считаем, что интеллектуальные устройства повысят энергоэффективность во всей системе тогда, когда у нас будет лучшее понимание спроса. Анализ больших данных будет важным компонентом в системе управления энергией, которая может помочь фабрикам значительно повысить эффективность использования энергии и производительность.
— Как оцениваете потенциал научно-технического сотрудничества государств АТЭС по развитию устойчивых энергетических систем?
— Если вы посмотрите проект, который недавно профинансировала АТЭС, вы увидите, что большинство подобных проектов охватывают сквозные темы повышения энергоэффективности всей энергосистемы. Я думаю, что существует большой потенциал в научно-техническом сотрудничестве в области устойчивых энергетических систем. После инициирования платформы АТЭС наблюдался рост сотрудничества. Поэтому мы с нетерпением ожидаем предложения России, направленного на демонстрацию успеха научно-технического сотрудничества между экономиками АТЭС в развитии устойчивых энергетических систем в отдаленных районах.
— Как, по-вашему, можно мотивировать общество к переходу на более эффективные модели энергопотребления и энергосбережения? Какие удачные примеры из мировой практики Вам известны?
— Я считаю, что общественное сознание является самым важным фактором энергоэффективности. Мы знаем, что в Японии хорошее образование и есть программа информирования населения, охватывающая детей и взрослых. Благодаря образовательной программе в школе люди в Японии стали совсем по-другому относиться к расходу энергии дома. Это очень интересный способ повысить уровень осведомленности всего общества.