Новые технологии авиастроения
На фоне глобальных вызовов, связанных с изменением климата, загрязнением атмосферы и сокращением объемов невозобновляемых энергоресурсов, объем авиаперевозок в мире постоянно растет, при этом повышаются требования к обеспечению безопасности и экологичности полетов. Описанные в новом трендлеттере направления разработок для авиастроения улучшают функциональные свойства летательных аппаратов и снижают их вес, минимизируют эксплуатационные расходы, повышают энергоэффективность за счет широкого использования конструкционных композиционных материалов нового поколения.
Версия для печати: PDF (1,07 Мб)
Композитные материалы в авиации
Улучшить функциональные свойства летательного аппарата, снизить его вес на 20–40%, сохранив при этом оптимальный баланс между прочностью и весом, повысить энергоэффективность, минимизировать эксплуатационные расходы и обеспечить безопасность полетов можно за счет более широкого использования конструкционных композиционных материалов (композитов) нового поколения.
Так, металлические композиционные материалы, обладающие высокой жаропрочностью, могут использоваться для создания деталей двигателей нового поколения: сопловых лопаток и створок регулируемого сопла. Керамические композиционные материалы применяются для изготовления теплонагруженных поверхностей носовой части фюзеляжа и передней части крыла высокоскоростных летательных аппаратов. Информкомпозиты с сенсорными элементами позволяют отслеживать критические деформации конструкций, снижая затраты на диагностику, технический осмотр и ремонтные работы.
Эффекты
Значительное сокращение веса самолетов (в среднем до 30%) и расхода топлива Снижение временных и стоимостных затрат на диагностику Увеличение срока службы Повышение безопасности полетов (рост надежности, трещиностойкости и усталостной прочности конструкций самолетов и др.) |
Оценки рынка$143 млрд может достичь к 2025 г. мировой рынок композитных материалов (ожидаемый среднегодовой темп роста — 7,5%). Объем рынка композитов для аэрокосмического сектора в 2016 г. составит около $10 млрд. |
Драйверы и барьеры
Ужесточение международных требований к показателям безопасности и эмиссии вредных веществ Внедрение цифрового моделирования процессов производства и испытаний композиционных материалов предприятиями авиационной промышленности России Расширение применения беспилотных летательных аппаратов Трудность ремонта деталей и конструкций из композиционных материалов Проблемы утилизации деталей из композиционных материалов |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Другие тренды:
- Концепция «более электрифицированного» самолета
- Интегрированная модульная авионика с открытой архитектурой
Предыдущие выпуски:
№ 8 (31) 2016: Кастомизированное производство на «фабриках будущего»
№ 7 (30) 2016: «Умное» сельское хозяйство для циркулярной экономики
№ 6 (29) 2016: Нейротехнологии: прикладной интерес
№ 5 (28) 2016: Энергоэффективность и энергосбережение: ядерные источники для космоса
№ 4 (27) 2016: «Умные» ткани для разных сфер жизни
№ 3 (26) 2016: Новые технологии для устойчивого рыбного хозяйства
№ 2 (25) 2016: Ассистивные медицинские технологии
№ 1 (24) 2016: Защита данных в интеллектуальных системах
№ 17 (23) 2015: Производство ракетно-космической техники становится серийным
№ 16 (22) 2015: Сортировать мусор будут роботы
№ 15 (21) 2015: Еда как источник здоровья
№ 14 (20) 2015: Наноуглеродная основа высокотехнологичного будущего
№ 13 (19) 2015: «Роевой интеллект» технических систем
№ 12 (18) 2015: Наноразмерные мембраны и катализаторы обеспечат «зеленое» будущее
№ 11 (17) 2015: Гибкие решения в современной ядерной энергетике
№ 10 (16) 2015: Новая диагностика и терапия: индивидуальный подход на клеточном уровне
№ 9 (15) 2015: Cельское хозяйство перемещается в небоскребы
№ 8 (14) 2015: Энергетический разворот к Cолнцу
№ 7 (13) 2015: «Умная» инфраструктура для внегородских магистралей
№ 6 (12) 2015: Ферменты на службе у медицины: применение для молекулярной диагностики и генной инженерии
№ 5 (11) 2015: Здравоохранение становится все более ИКТ-зависимым
№ 4 (10) 2015: Новые технологии для лесного сектора
№ 3 (9) 2015: Наукоемкие материалы для новой электроники и энергетики
№ 2 (8) 2015: Медицина будущего: технологии генетической инженерии для создания высокоспецифичных лекарств и инструментов молекулярной диагностики
№ 1 (7) 2015: Эффективные технологии для тепловой энергетики
№ 6 2014: К 2030 году самолеты станут более экологичными
№ 5 2014: Круговорот возобновляемого сырья: биодизель из микроводорослей, биоразлагаемая полимерная упаковка, электроэнергия из органических отходов
№ 4 2014: «Умные» энергосети повысят эффективность российской энергосистемы
№ 3 2014: Каршеринг с децентрализованной инфраструктурой и беспилотные автомобили помогут победить пробки
№ 2 2014: Россия в Арктике: прочные морские платформы, новые ледоколы и извлечение метана из газогидратов
№ 1 2014: Аптамеры РНК, микрочипы под кожу и карманные биосенсоры