Образы будущего образования
8 октября в Высшей школе экономики, которая с момента создания ориентирована на новые модели обучения, повестку образовательной системы будущего обсуждали приглашенные эксперты и сотрудники Вышки. Семинар организовал Институт образования ВШЭ. Ведущие исследователи Форсайт-центра ИСИЭЗ прокомментировали вопросы развития этой сферы под углом долгосрочного прогнозирования.
8 октября в Высшей школе экономики, которая с момента создания ориентирована на новые модели обучения, повестку образовательной системы будущего обсуждали приглашенные эксперты и сотрудники Вышки. Семинар организовал Институт образования ВШЭ. Ведущие исследователи Форсайт-центра ИСИЭЗ прокомментировали вопросы развития этой сферы под углом долгосрочного прогнозирования.
Постоянно действующий семинар НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» после перерыва на летние каникулы открылся обсуждением Форсайта в образовании. Оживленную дискуссию о подходах к стратегическому планированию развития этой абсолютно стратегической области инициировал доклад Павла Лукши о результатах проекта «Форсайт компетенций 2030», который Московская школа управления «Сколково» запустила в мае прошлого года. Авторы проекта предпринимают попытку представить в единой картине векторы развития образовательной системы, рынка труда и инновационной экономики в целом.
Образовательный ландшафт прямо на наших глазах меняется под влиянием целого ряда факторов: намечается тренд на усиление потребности в образовании и приобретение более востребованных компетенций, подкрепляемый бурным ростом предложений образовательных услуг и увеличением инвестиций в этом секторе. Трансформируется сама природа образования. Так, все активнее распространяются системы удаленного обучения — тут примером может служить американский проект Coursera, запущенный учеными Стэнфорда, к которому еще на старте подключились Принстон, университеты Пенсильвании и Мичигана. Востребованы и программы индивидуализации обучения, обеспечивающие молодым людям возможности самостоятельного поиска ресурсов для собственного развития, а бизнесменам — прямого инвестирования в таланты (своеобразной площадкой для встречи без посредников спонсоров и талантливой молодежи является, к примеру, биржа Upstart).
Понятие образования Павел Лукша определил как «социально оформленный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни, от рождения до смерти» и в довольно ярких красках обрисовал, какими сюжеты этой поддержки могут быть, согласно выводам, полученным в рамках «Форсайта компетенций 2030».
Авторы проекта прогнозируют, как под давлением различных глобальных вызовов — той же гиперконкуренции в образовании и стремительного развития различных междисциплинарных областей, побуждающих к поиску новых моделей обучения, — обострится разделение между «системным» (школа, вузы) и «несистемным» образованием. Взрывной рост рынка обучающих сервисов приведет к развитию так называемого Lego-образования (по принципу «человек, собери себя сам»). В будущем, полагают авторы «Форсайта компетенций 2030», тотальное распространение получит геймификация, культура игр войдет в процесс обучения, произойдет переход к созданию «нейронета» — сети, построенной на взаимодействии человеческого мозга и компьютера. Полностью изменятся форматы общеобразовательных школ и университетов, потеряют значение тесты для получения сертификатов об образовании (SAT, ЕГЭ), как и сами сертификаты и дипломы. Исчезнет профессия учителя-репродуктора, транслирующего выученные знания, наконец, текст перестанет быть доминирующим инструментом знаниевой коммуникации.
Павел Лукша сделал акцент в своем выступлении на том, что с появлением широкого спектра внесистемных провайдеров, обучающих тем или иным компетенциям, системное образование будет стремительно терять исключительность, а «дети-2020» смогут вообще «не заходить в систему» на протяжении всей жизни. Государство же, постепенно выходя из этой сферы, сохранит две функции — удержание «базового уровня» в логике социальной безопасности и поддержку «точек прорыва» (зависят от экономико-политической стратегии).
Все эти перемены носят вариативный характер, отметил докладчик, однако понятно, что образование в целом изменится очень сильно — нас поджидает настоящая когнитивная революция. Вопрос только в том, когда и как она наступит.
Слева направо: Александр Чулок, Александр Соколов и Ирина Абанкина |
Выступление Павла Лукши вызвало бурную дискуссию среди участников семинара. У аудитории возникли вопросы как к представленным сценариям и способу проведения Форсайта, так и к предложенной трактовке понятия «образование».
Катерина Поливанова, старший научный сотрудник Психологического института РАО, подвергла сомнению попытку свести образование к развитию и вывести эту сферу за институциональные рамки. Отход от ведущих центров компетенций (существующих учреждений системы образования), массовое появление неинституциональных площадок по их подготовке и развитие таких форм обучения, которые основаны не на текстовой коммуникации, изменят, по ее мнению, всю парадигму работы с информацией. Выход же за рамки письменной культуры может быть сигналом не столько когнитивной революции, сколько антропологического кризиса человечества.
Благодаря участию в семинаре ведущих исследователей Высшей школы экономики в области долгосрочного прогнозирования были затронуты вопросы методологии Форсайта и его применения к сфере образования в целом.
Руководитель Форсайт-центра Александр Соколов отметил как принципиальную черту Форсайта — участие в нем как экспертов, так и стейкхолдеров с различным статусом. Важную роль в процессе обсуждения различных вариантов будущего безусловно играют лица, принимающие решения. Все участники Форсайта стремятся достичь консенсуса по поводу того, каким должен быть оптимальный сценарий будущего, и, что крайне важно, как полученные результаты можно имплементировать в практические решения. Такой связки с принятием решений для конечных пользователей в «Форсайте компетенций 2030» пока не обнаруживается.
Заведующий отделом научно-технического прогнозирования Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок прокомментировал доклад в том ключе, что в ходе обязательного обсуждения сценариев с ключевыми стейкхолдерами необходимо условиться о терминах, «так как новые явления и процесс предсказания и анализа этих явлений с точки зрения разных стейкхолдеров требуют особого языка, на котором участники Форсайта в самом широком смысле будут договариваться о видении будущего».
Итоги дискуссии подвела Ирина Абанкина, директор Института образования и модератор семинара. Она отметила, что умение проектировать будущее — это в своем роде новый тип обучения, который сегодня необходимо практиковать всем, кто хочет быть вовлечен в формирование новой образовательной системы.
Подготовила Альфия Максутова