• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как научное предвидение помогает в создании продуктов будущего

В рамках научного семинара ИСИЭЗ НИУ ВШЭ старшим научным сотрудником Международного научно-образовательного Форсайт-центра Наталией Веселитской был представлен доклад об использовании методов форсайта при создании продуктов будущего.

©istock

©istock

Следует признать, что в условиях высокой неопределенности форсайт становится наиболее эффективным инструментом выбора стратегических направлений развития новых продуктов и рынков, считает автор исследования «Новые рынки и продукты: форсайт и технологические дорожные карты» Наталия Веселитская.

По мнению Наталии Веселитской, дизайн форсайта состоит в постоянном обращении исследователей к таким экспертным методам, как глубинные интервью и форсайт-сессии. По мысли автора, в процессе кабинетного этапа исследования, который часто включает в себя аналитику больших данных, библиометрический и патентный анализы, рекурсивное обращение к внутренней или внешней экспертизе на каждой итерации деск ресерча, увеличивают глубину и охват научного анализа. 

На первом этапе исследователи с помощью экспертов проводят работу по определению ключевых слов, характеризующих новые рынки. На следующих шагах ключевые слова уточняются и рекомбинируются с привлечением экспертных методов, которые помогают калибровать поисковые запросы.

Такая итерационная работа приводит к тому, что результаты форсайта, полученные в формате «паспортов» продуктов будущего (Рис.1), позволяют содержательно обосновывать выбор направлений для венчурных инвестиций компаний.

Кроме того, продуктовые "паспорта" могут успешно применяться в проектировании новых продуктов, мониторинге угроз или «окон» возможностей. 

Рисунок 1 — Пример «умного» лекарства будущего по направлению «Генетика» (презентация Н.Веселитской)

 

Для заключительных этапов форсайта, когда формируется инновационное продуктовое предложение, характерна разработка технологической дорожной карты (Рис.2), в которой содержится стратегия разработки и внедрения продукта на рынок.