Виртуальный мир вторгается в реальный
Виртуальная реальность становится существенной частью повседневной жизни. Виртуализируются работа, общение, образование, медицина, развлечения, бизнес-процессы. Растет сегмент экономики впечатлений, в которой ключевую роль играют современные технологии AR/VR. О том, где проходит граница между реальным и виртуальным мирами, рассказывается в новом выпуске трендлеттеров Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, выпускаемых в рамках совместного проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего НИУ ВШЭ.
Справочно: Эта серия трендлеттеров продолжает практику публикации с 2014 г. обзоров глобальных технологических трендов и представляет уникальную Базу глобальных трендов и вызовов в области развития человеческого потенциала. Данное исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ опирается на результаты Системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, опроса Дельфи (с участием более 400 ведущих иностранных и российских ученых), экспертных сессий и интервью.
Технологии дополненной (AR), виртуальной (VR) и смешанной (MR) реальности в сочетании с человекоцентричным дизайном, использованием методов поведенческой экономики, социальной психологии и нейробиологии стали важной частью экономики впечатлений, нацеленной на эмоциональную вовлеченность пользователей в покупку товаров или услуг.
Для этого в виртуальном пространстве появляются собственные метавселенные с социальным взаимодействием и экономическими процессами, аналогичными тем, что существуют в материальном мире. Условия сделок в цифровой среде поддерживаются технологиями блокчейна и NFT, даже несмотря на то, что их правовой статус пока до конца не определен. По прогнозу экспертов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, рынок индустрии виртуальных мероприятий к концу десятилетия утроится и достигнет отметки 1 трлн долларов.
Взаимосвязь виртуального и реального миров сопровождается появлением новых субъектов социальных коммуникаций — виртуальных помощников. Эти существующие только в виртуальной среде и созданные с помощью искусственного интеллекта персонажи (аватары) являются самостоятельными участниками общения. Бренды используют их в качестве инфлюенсеров для продвижения своих товаров и услуг.
Взаимопроникновение реального и виртуального вносит изменение в привычную структуру социальных связей. К негативным последствиям нарушения нормальной социальной коммуникации относятся интернет-зависимость и переизбыток информации, провоцирующие тревожные состояния, формы асоциального поведения и социальной дезадаптации.
Новый выпуск трендлеттера доступен по ссылке
С предыдущими выпусками трендлеттеров можно ознакомиться здесь