Корпоративные стратегии устойчивого развития и освоение новых технологий
В тематическом выпуске издаваемого ИСИЭЗ журнала «Форсайт» (Т. 17, № 2) авторы из разных стран демонстрируют расширяющийся тренд — ведущие институты развития вместе с компаниями формируют и внедряют культуру «зеленого» производства и потребления. Обсуждаются подходы к повышению открытости новым технологиям и их эффекты.
Корпоративный сектор рассматривается как ключевой субъект в продвижении практик ответственного управления экологическими и социальными аспектами (ESG). Их реализация невозможна без внедрения передовых производственных и управленческих технологий. В работе «Роль внешних стейкхолдеров в экологическом, социальном и корпоративном управлении компаний (ESG)» Вонг Вай Хуэн, Тэ Бун Хенг и Тан Сиоу-Хой (Малайзия) предлагают новаторскую аналитическую модель, характеризующую связь ESG-активности со стратегической позицией и финансовыми показателями компаний. В ее основу заложен синтез теорий стейкхолдеров, легитимности и достаточности ресурсов. Применение данной модели облегчает выявление внешних субъектов, способных стимулировать приверженность бизнеса зеленой повестке.
Задача подготовки молодых предпринимателей, обладающих холистическим экологическим мышлением, становится все более актуальной. Киет Хонг Во Туан Труонг, Ван Фам Хьюн и Хай Данг Нгуен (Вьетнам) в статье «Корпоративная стратегия устойчивого развития: размышления потенциальных предпринимателей» оценивают готовность студентов, ориентированных на открытие собственного дела, к учету зеленых инициатив в своих потенциальных бизнес-стратегиях. Авторы предлагают четыре альтернативные инновационные модели подобных стратегий для начинающих бизнесменов.
Росли Уйоб, Ку Майсурах Ку Бахадор и Рам Аль Джаффри Саад (Малайзия) в публикации «Роль внешних стимулов в добровольном переходе на передовые стандарты отчетности» рассматривают вклад факторов, повышающих готовность компаний к использованию расширяемого языка бизнес-отчетности (XBRL). Ключевую роль в этом процессе играет субъективная оценка простоты освоения рассматриваемого формата, от которой зависит восприятие его полезности. Приводятся рекомендации по мерам стимулирования бизнеса к представлению отчетности через платформу XBRL.
Томас Тернер и Константин Багратиони (Россия) в работе «Сопротивление менеджеров среднего звена цифровой трансформации» изучают ценностные установки, определяющие неприятие цифровизации персоналом компаний. Представленные наблюдения помогают в формировании комплекса мер по преодолению негативного отношения к цифровой трансформации.
Авторы статьи «Управление сложными процессами в контексте устойчивого развития» Фара Адилах Фирдаус Мохд Ром и Осаму Сода (Япония) рассматривают концепцию «надлежащего управления» (good governance) и ее актуальность для подготовки и успешной реализации проектов. Анализируется связь между пониманием данной концепции и практиками ее применения. Инновационные подходы к повышению осведомленности разных сторон о положительных эффектах надлежащего управления придадут динамику экономическому росту и улучшению качества жизни.
Софи Динеш и Суддхачит Митра (Индия) в исследовании «Влияние личностных качеств потребителей на вероятность перехода на электромобили» поднимают тему поведенческой экономики. На основе теории распространения инноваций оцениваются факторы, определяющие решение в пользу приобретения экологичного транспорта. Основным драйвером такого выбора признан фактор эмоционального интеллекта, включая любопытство и открытость новым технологиям. Лучшее понимание связи между личностными характеристиками и принятием решений повышает эффективность усилий по укоренению зеленых моделей потребительского поведения.
Фахри Фуад Муршудли (Азербайджан) в статье «Зеленый банкинг для целей устойчивого развития» рассматривает роль зеленой финансовой политики в решении наиболее актуальных глобальных экологических проблем с акцентом на роли международных банков. Показан значимый вклад выделяемого ими целевого финансирования в переход развивающихся стран на модель устойчивого развития.
В работе «Новые технологии и «зеленые» методы кадрового менеджмента для достижения устойчивых производственных показателей» исследуются ключевые факторы, влияющие на повышение экологичности производства. Шади Шайеган, Ардешир Базркар и Реза Ядегари (Иран) на основе опроса местных автопроизводителей делают вывод, что освоение новых производственных технологий существенно расширяет возможности для создания экологичной продукции. Дополнительный вклад вносят зеленые практики кадрового менеджмента, которые в свою очередь выигрывают от применения передовых технологических решений.
Электронная версия номера находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и Google Play. Печатные версии журнала по мере их выхода можно приобрести в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20), а также по подписке.