Перспективы развития метавселенных
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы анализа больших данных iFORA выявил наиболее вероятные направления развития технологий создания метавселенных, которые будут особенно востребованы в мире в кратко- и среднесрочной перспективе.
Для данного исследования проанализированы более 50 тыс. профильных источников за 2020–2022 гг.
Тенденции, сформированные пандемией COVID-19, в частности взрывной рост спроса на VR-игры и взаимодействие в виртуальном пространстве, привели к тому, что «метавселенная» (Metaverse) стала одним из ключевых технологических трендов 2022 г. К 2030 г. мировой рынок метавселенных может достичь 5,8 трлн долл., а среднегодовые темпы роста приблизятся к 45%.
В 2023 г. внимание общественности несколько сместилось в сторону бурно развивающихся приложений на базе ИИ (ChatGPT, Midjourney и другие нейросети), тем не менее интерес к технологиям метавселенных по-прежнему силен, в том числе среди инвесторов. К наиболее ярким проектам относится, например, стартовавший в начале 2023 г. Metaverse Seoul, позволяющий жителям столицы Южной Кореи виртуально взаимодействовать с городской администрацией и получать доступ к постоянно расширяющемуся набору услуг. Свое представительство в Metaverse Seoul уже открыли крупные компании (Samsung, SK Telekom, Naver и др.), а также ряд образовательных учреждений. Завершение проекта намечено на 2026 г., а объем запланированных инвестиций составляет порядка 200 млн долл.
Подходы исследователей к оценке феномена метавселенной существенно отличаются от доминирующих в медиапространстве. Большинство трендов, выявленных в научной литературе (табл. 1), связаны с технологиями распознавания действий человека (3) и других трехмерных объектов (2), в том числе с применением сверточных нейронных сетей (5) и генеративно-состязательных сетей (6).
В фокусе исследований также находятся оконечные мобильные устройства, обеспечивающие техническую возможность погружения в метавселенную, в частности наголовные дисплеи (Head-Mounted Display, HMD) (4) — встроенные в очки или закрепляемые на шлеме. К данной группе дисплеев относятся, например, ретинальные, которые передают изображение непосредственно на сетчатку пользователя, а он воспринимает его так, как будто оно находится перед ним на экране на идеальном для просмотра расстоянии. Другие HMD включают в себя датчики движения для предоставления контекстно-зависимой географической информации и используются в качестве интерфейса для иммерсивных приложений виртуальной реальности. Ожидается, что среднегодовые темпы прироста мирового рынка HMD в 2023–2028 гг. составят 35,8%, а к 2026 г. он достигнет 79,3 млрд долл.
Отдельное направление исследований посвящено возможностям обучения в условиях виртуальной реальности (10). Например, в той же Южной Корее Пхоханский университет науки и технологий работает над тем, чтобы перевести занятия в киберпространство и стать первым «метаверситетом» (metaversity). К преимуществам такого обучения относятся: рост сосредоточенности обучаемых (в четыре раза), повышение их уверенности в собственных силах и усиление эмоциональной связи с изучаемым объектом (в 3,75 раза). Подобный формат также существенно сокращает временные затраты: курс, который в традиционном университете занимает два часа, в «традиционном» онлайне 45 минут, при использовании виртуальной реальности можно пройти за 29 минут.
Если внимание исследователей сфокусировано на наукоемких направлениях развития метавселенных, то в медиа более всего популярны конкретные приложения и устройства, обеспечивающие успешное их функционирование (табл. 2).
Лидируют в списке наиболее значимых для рынка технологий высокоскоростные сети 5G с низкой задержкой, способные поддерживать работу большого числа пользователей в реальном времени. Для взаимодействия пользователей в метавселенных активно развиваются решения на основе виртуальной и дополненной реальности (2), цифровых двойников (5), невзаимозаменяемых токенов (Non-Fungible Tokens, NFT) (8), которые позволяют решать вопросы, связанные с персонализацией, идентификацией и подтверждением прав собственности в виртуальном мире.
Уже появляются тренды, связанные с теми или иными аспектами метавселенных. В их число входит, в частности, коллекционирование цифровых объектов (NFT) (10), набирающее популярность в странах, где использование токенов в коммерческих и спекулятивных целях законодательно запрещено. Например, в Китае в 2021 г. было выпущено 4,56 млн цифровых коллекций, основанных на NFT. Ожидается, что китайская индустрия децентрализованных цифровых сертификатов будет расти в среднем на 49.6% в течение следующих пяти лет, а объем расходов на NFT в стране увеличится с 4,9 млрд долл. в 2022 г. до 48,3 млрд долл. в 2028 г.
Популяризация метавселенных в значительной степени связана с индустрией видеогейминга, в том числе с распространением игровой модели «играй, чтобы заработать» (Play-to-Earn, P2E) (6), основанной на блокчейне. В подобных играх используются аватары пользователей, созданные с использованием таких технологий, как обработка естественного языка (3).
Метавселенные открыли «второе дыхание» децентрализованным автономным организациям (Decentralised Autonomous Organisation, DAO) (4), работающим на основе смарт-контрактов. Особенно широко распространены DAO в сфере виртуальной недвижимости (8), где смарт-контракты подтверждают право собственности на виртуальные участки, которые можно использовать для размещения рекламы, маркетинга и создания брендированных пространств (так уже делают Nike, Gucci и Samsung). К 2022 г. сумма сделок с домами и участками в метавселенных составила 501 млн долл.
Наряду с трехмерной визуализацией товаров (9), все активнее применяемой в видеоиграх, инвестиционной сфере, онлайн-торговле и рекламе, появляются виртуальные инфлюенсеры, с которыми популярные мировые бренды заключают многомиллионные рекламные контракты. Например, порядка 1 млн долл. в год зарабатывает виртуальный инфлюенсер Рози (разработка южнокорейской компании Sidus Studio X).
Технологические тренды в метавселенных зачастую переплетены: так, 3D-моделирование комбинируется с NFT для создания уникальной цифровой одежды или предметов, демонстрации продукции или продвижения бренда с помощью «визуальных крючков» (visual hooks).
Через соединение реального мира с виртуальным сближаются и массмаркет с авторским дизайном. Работающая по принципу DAO компания Metafactory (агрегатор крафтовых брендов одежды, в том числе цифровой) проводит конкурсы, в которых любой может представить на суд общественности свои эскизы и по итогам голосования получить деньги на производство одежды на их основе. Такой формат помогает начинающим дизайнерам стать популярными, избегая сложностей индустрии моды.
Комментарий:
главный научный сотрудник Центра исследований цифровой экономики ИСИЭЗ, профессор департамента бизнес-информатики ВШБ НИУ ВШЭ
Помимо перечисленных направлений развития метавселенных, важно отметить, что данные технологии открывают новые перспективные или обогащают известные виды услуг, а также практики хранения и передачи знаний. Возьмем для примера телемедицину: выполнять задачи, не требующие высокой квалификации (контроль приема лекарств, др.) в метавселенной могут не реальные медицинские работники, а виртуальные аватары. Другой важный пример связан с форматом «цифрового наследия» (virtual heritage), когда в виртуальном пространстве записывается вся информация (движения, техники и прочее), характеризующая взаимодействие с различными артефактами (предметами, инструментами). Такую ведущуюся уже много лет работу по переводу цифровых двойников в киберпространство концепция метавселенной значительно усилила.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Исследование ключевых (“сквозных”) цифровых технологий и перспектив их развития с целью преодоления технологических разрывов, в том числе в условиях санкций, и обеспечения цифрового суверенитета» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Ольга Демидкина, Михаил Комаров
Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»:
«Топ-10 блокчейн-технологий: разработки и приложения»