• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие науки и технологий: опыт США

О моделях взаимодействия американских ученых, государства и бизнеса, а также о новой стратегии научно-технического развития США ARISE 2 (Advancing Research in Science and Engineering) рассказал один из ее авторов вице-президент MIT Клод Канизарес на организованном ИСИЭЗ семинаре в НИУ ВШЭ 21 мая 2013 года.

О моделях взаимодействия американских ученых, государства и бизнеса, а также о новой стратегии научно-технического развития США ARISE 2 (Advancing Research in Science and Engineering) рассказал один из ее авторов вице-президент MIT Клод Канизарес на организованном ИСИЭЗ семинаре в НИУ ВШЭ 21 мая 2013 года.

Клод Канизарес: «MIT потребовалось около ста лет, чтобы создать свою экосистему инноваций».
Клод Канизарес: «MIT потребовалось около ста лет, чтобы создать свою экосистему инноваций».

На встречу с профессором Массачусетского технологического института Клодом Канизаресом (Claude Canizares) собрались не только сотрудники ВШЭ, но и другие российские эксперты, среди них — советник министра экономического развития РФ Григорий Сенченя и один из руководителей Российской венчурной компании Евгений Кузнецов. Клода Канизареса на этой встрече сопровождал другой вице-президент MIT — Ричард Морган (Richard Morgan), а также представители топ-менеджмента «Сколтеха», с которым MIT сотрудничает.

Интерес к обсуждению доклада ARISE 2 в столь представительном составе понятен: сама Вышка является разработчиком долгосрочного прогноза научно-технологического развития России до 2030 года, а многие из проблем, с которыми сталкивается сектор науки и технологий, — общие для разных государств. Опыт США как мирового лидера в сфере инноваций крайне полезен для нашей страны, равно как и российский подход мог бы обогатить контекст, на который опираются американские эксперты. Вел дискуссию первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг.

Доклад ARISE 2, подготовленный под эгидой Американской академии искусств и наук, был представлен весной 2013 года. В команду его основных разработчиков (так называемый комитет) вошли более 30 исследователей и управленцев из ведущих американских университетов и корпораций. 

Главную идею документа можно сформулировать так: технические науки должны развиваться в тесной связи с естественными, в том числе науками о жизни, взаимно обогащая друг друга. Столь же тесные связи должны существовать между ключевыми сферами их применения — инженерией и медициной.

Главную идею документа можно сформулировать так: технические науки должны развиваться в тесной связи с естественными, в том числе науками о жизни, взаимно обогащая друг друга. Столь же тесные связи должны существовать между ключевыми сферами их применения — инженерией и медициной.
Текст доклада ARISE 2 (700 kB)

Авторы доклада ориентировались на достижение двух связанных целей. Одна из них — «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Междисциплинарность, по мысли авторов, подразумевает простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, тогда как трансдисциплинарность предполагает «функциональный синтез методологий», создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций. Вторая цель — развитие кооперации и усиление синергии между академией в широком смысле слова, государством и частным бизнесом.

Для достижения этих целей разработчики предлагают 11 конкретных рекомендаций, выполнение которых поможет «усилить глобальное лидерство США в сфере науки и инноваций» и успешно ответить на «большие вызовы», прежде всего в таких областях, как здравоохранение, энергетика, экология и сельское хозяйство.

Одна группа рекомендаций связана с развитием и культивированием «массовой сети знаний»: для исследователей из разных областей науки должны быть максимально открыты возможности для совместных проектов. Сюда же относится необходимость разработки новых аспирантских и постдокторских программ, построенных на принципах трансдисциплинарности.

Другие рекомендации касаются финансовой стороны трансдисциплинарных исследований. Во-первых, формы их поддержки следует разнообразить — от выплаты грантов небольшим научным коллективам, промышленным лабораториям до финансирования крупных научных центров. Во-вторых, вся система управления в университетах должна быть сфокусирована на поддержке именно трансдисциплинарных исследований. В-третьих, административную политику рекомендуется периодически пересматривать и оптимизировать под углом упрощения научной отчетности, введения новых механизмов финансирования трансдисциплинарных проектов.

Следующая группа рекомендаций направлена, с одной стороны, на объединение усилий государства, академии и бизнеса в преодолении «больших вызовов», с другой — на внедрение новых моделей научно-промышленных альянсов (например, предоставление налоговых льгот предприятиям, финансирующим научные разработки). Авторы предложили и конкретные меры по формированию научно-технической политики для оптимизации диалога между бизнесом и наукой, которые должны быть лучше осведомлены о деятельности друг друга. Так, научным институтам предлагается раскрывать на своих интернет-сайтах информацию о проектах и партнерах, а правительству следует более эффективно координировать работу федеральных агентств и ведомств, занимающихся поддержкой разных областей наук (в настоящий момент они действуют слишком разрозненно и подчас вынуждены конкурировать за бюджетные средства).

Для «максимизации и оптимизации обмена знаниями, ресурсами и людьми» между промышленностью и наукой следует наладить трансфер технологий и совершенствовать подготовку исследовательских кадров (в идеале ученые должны успешно вести разработки как в университетах, так и на базе производств). Авторы доклада обращают внимание на необходимость привлечения в США исследовательских талантов со всего мира, что требует корректировки иммиграционной политики и расширения национальными корпорациями R&D-программ, реализуемых непосредственно на американской территории.

После презентации Клода Канизареса развернулась продолжительная дискуссия. Многие из затронутых участниками семинара вопросов касались даже не столько тематики представленного доклада, сколько опыта MIT в области выстраивания образовательного процесса, управления научными проектами, оценки результативности работы преподавателей и ученых, взаимодействия с бизнесом.

Профессор Канизарес рассказал об «экосистеме инноваций», сложившейся в одном из ведущих университетов мира. Модель MIT — “mind and hands” — предполагает участие учащихся в многочисленных конкурсах, дизайн-классах (например, по инжинирингу). На них студенты самостоятельно и коллективно решают серьезные исследовательские задачи, и именно из таких студенческих проектов зачастую вырастают затем компании. «Иногда наши выпускники уходят в консалтинг, но затем возвращаются обратно в университет, потому что им нравится работать в среде, где они могут открывать, изобретать что-то новое, — заметил Клод Канизарес. — Такую среду необходимо создавать и выращивать, MIT потребовалось для этого около ста лет».

«Доклад ARISE 2 является своего рода попыткой определить направления развития науки “снизу”, самим научным сообществом», — сказал Леонид Гохберг.

Подводя итог семинара, первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг отметил, что за рекомендациями, предложенными в стратегии ARISE 2, «стоит сложная система государственных решений и инициатив». В то же время многие из этих рекомендаций «близки российской политической повестке». Но сам механизм подготовки такой стратегии отличен от российских традиций.

«Доклад ARISE 2 является своего рода попыткой определить направления развития науки “снизу”, самим научным сообществом, — сказал Леонид Гохберг. — В России организацию публичных дискуссий по аналогичной тематике, затрагивающей все общество в целом, пока сложно себе представить. В то же время стимулирование такого рода общественных дискуссий, несомненно, было бы полезно для развития отечественной науки».

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Оригинал новости на портале ВШЭ