• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диалог поколений в цифровом интерьере

Диалог поколений в цифровом интерьере

Canva.com

Гаджеты все сильнее влияют на повседневные практики россиян, и по-разному: с одной стороны, благодаря им можно быть на связи с миром даже в самый жесткий локдаун, с другой — слабеет живой контакт между людьми и даже целыми поколениями. Роботы помогают автоматизировать рутинные задачи, а также учатся принимать вполне автономные решения, за которые пока неясно, кому отвечать. С комплексного анализа социальных эффектов усиливающейся цифровизации началась XI Международная научная конференция НИУ ВШЭ «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», которая проходит 15–26 октября 2021 года в онлайн-формате.

Конференция включена в программу Года науки и технологий РФ и проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Открывая XI Форсайт-конференцию, заместитель директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Екатерина Стрельцова отметила, что впервые за ее историю она начинается с рассмотрения социальных аспектов внедрения передовых технологий, что, конечно, неслучайно: от доминирующих установок зависит само распространение инноваций, и они, в свою очередь, могут радикально влиять на ценности. Участники первой сессии «Цифровизация общества: новые технологии как драйвер социальных изменений» обсудили социологические подходы к оценке вовлеченности россиян в цифровую среду.

Исследователи отмечают: в ближайшие десять лет потребительские практики будут формироваться главным образом с учетом интересов поколения Z, или зумеров — людей, рожденных с 1995 по 2010 год, которые не мыслят свою жизнь без гаджетов. На их спрос уже сейчас ориентируется бизнес, формируя свои продуктовые линейки. За этим не всегда успевают родители, а особенно — бабушки и дедушки зумеров, зачастую продолжающие жить в аналоговом мире. «Лишние люди», не нашедшие себя в XXI веке, как правило, занимают в цифровом пространстве позицию наблюдателя, а не потребителя, говорит доцент кафедры социологии культуры и коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета Лилия Панкратова. Преодоление этого цифрового разрыва — важнейший вызов разворачивающейся на наших глазах четвертой промышленной революции, или индустрии 4.0, которую характеризует не просто повсеместное внедрение интернета и электроники, а создание инфраструктурных комплексов, обеспечивающих «умным машинам» условия для работы, а человеку — более высокий уровень жизни и потребительского комфорта.

Наряду с благами цифровые технологии несут угрозы, и использование персональных данных в преступных целях или умышленные утечки информации — не единственные риски применения того же искусственного интеллекта. Обществу предстоит выработать консенсус по поводу того, кто будет нести ответственность за решения, принимаемые ИИ, подчеркнула докладчица. Скажем, возмещать ущерб, причиненный в случае аварий или других чрезвычайных происшествий, связанных с беспилотниками, должны производители или владельцы устройств?

Наиболее близкая перспектива встречи с такими «нечеловеческими» решениями возникает в случае широкого внедрения автономного транспорта. Тенденции в изменении социальных установок относительно данной технологии за последние пять лет обрисовала Валентина Полякова, научный сотрудник Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в докладе «Беспилотный транспорт: столкновение социальных ожиданий и страхов».

Анализ общественного мнения по этому вопросу выявляет две противоположные тенденции. Так, интерес населения к беспилотному транспорту явно растет: в 2015 г. в такси без водителя могли бы сесть 23% россиян, в 2020 г. — 36%. Позитивное восприятие данной технологии коррелирует с возрастом респондентов: к использованию беспилотников готовы более половины зумеров (от 18 до 25 лет) и менее четверти опрошенных в возрасте 55 лет и старше. Люди еще пока воспринимают беспилотники как полностью автономный транспорт. С добавлением опции самостоятельного контроля или со стороны живого оператора доверие к беспилотнику как комфортному средству передвижения повышается.

Вопросы интеграции пожилого населения в цифровое пространство и усиления цифрового разрыва затронула научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Екатерина Таран. Данная тема становится серьезным глобальным вызовом как под углом все более широкого распространения технологий, так и в свете растущей тенденции старения населения. В 2018 г. доля людей старше 65 лет впервые превысила долю детей до 5 лет, а к 2050 г., по прогнозам ООН, 16% мирового населения превысит этот возраст (в 2019-м — 9%).

В России многие люди серебряного возраста мало или вообще не вовлечены в цифровую среду. Например, среди россиян, которые ни разу не использовали интернет, почти 88,7% старше 55 лет. Примерно треть представителей этой возрастной группы не считает его нужным. Среди причин, которые препятствуют освоению компьютера и связанных с ним технологий, пожилые люди называют нехватку средств на подключение, устаревшую технику (часто остается «по наследству» от более молодых родственников), нехватку навыков (их отсутствие ощущают почти 90% россиян в возрасте 75 лет и старше).

Более интегрированы в цифровое пространство пожилые люди с высоким уровнем жизнестойкости (resilience). И наоборот, включенность в цифровую среду явно способствует укреплению данного качества, подчеркнула докладчица, сославшись на результаты исследования, проведенного в 2021 г. коллегами из Международной научно-образовательной лаборатории технологий улучшения благополучия пожилых людей при Томском политехническом университете.

Из-за введения коронавирусных ограничений и, в частности, режима самоизоляции многие повседневные практики россиян всех поколений перешли в онлайн. Насколько закрепились в нем, показали Иван Юдин и Лилия Кузина из Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в совместной презентации «Цифровые практики россиян в постпандемийный период: эффект отмены?» Исследователи сравнили результаты двух исследований спроса населения на цифровые технологии и их влияния на повседневные практики, нормы и ценности в условиях пандемии, проведенных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2020 и 2021 гг. на одинаковой выборке (3000 интернет-пользователей) и батарее вопросов о 20 используемых как онлайн, так и офлайн практиках.

Режим самоизоляции сильнее всего повлиял на практики продаж и покупок в интернете. В первый год пандемии россияне начали чаще получать финансовые и страховые, а также государственные услуги в онлайн-формате, освоили инструменты дистанционной работы и развлечений. Доли выполняющих эти практики онлайн практически не изменились к 2021 г. по сравнению с 2020 г., что может говорить о закреплении их цифрового характера, отмечают исследователи. В постпандемийный период россияне стали пользоваться более сложными финансовыми инструментами, в том числе инвестиционными (доля отметивших такой вид деятельности среди востребованных онлайн-практик в 2021 г. выросла на 13 п. п.).

Тем не менее, уже в этом году из-за отмены ряда ограничений некоторые практики стали возвращаться в реальный мир: люди стали реже знакомиться онлайн, учиться, смотреть спортивные и культурные мероприятия, а также покупать что-либо через интернет.

Традиционным рынкам труда и офисной работы в прошлом году впервые пришлось столкнуться с вопросами, которые для давно работающих в дистанционном формате фрилансеров не были новы: а именно поиском баланса между работой и личным временем, оборудованием комфортного рабочего места вне офиса, налаживанием коммуникаций с коллегами и оценкой эффективности сотрудников. Пандемия для рынка фриланса не стала радикальным событием, он продолжает развиваться по трендам, сформированным и до нее. К такому выводу пришли исследователи из Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ Денис Стребков и Андрей Шевчук на основе наблюдений за этим рынком с 2009 по 2019 гг. Свои результаты они представили в совместной презентации «Развитие рынка удаленной работы в России: тенденции и перспективы».

По оценкам экспертов ЛЭСИ, фриланс в России не так распространен, как в развитых странах, и все еще воспринимается как инновационная трудовая модель. При этом все больше россиян рассматривают его как вполне жизнеспособную опцию, даже наметился поворот в их отношении к свободной занятости как к подработке в сторону перехода на удаленную работу ради основного источника дохода. Кадровая структура рынка фриланса сближается со структурой занятых в экономике, выравнивается гендерный баланс: 42% женщин в 2019 г. против 33% в 2009 г. Заметен тренд на взросление: средний возраст исполнителей десять лет назад — 27 лет, сейчас — 33-34 года.

С этим связан другой тренд — рост уровня образования: высшее образование имеют 2/3 фрилансеров. Этот рынок децентрализуется за счет повышения доли исполнителей из регионов (70% в 2019 г. против 59% в 2009-м) и снижения доли москвичей (19% в 2019 против 31% в 2009 г.), также становится более диверсифицированным с точки зрения специализации: помимо ИТ и дизайна, растет массив предложений в сферах маркетинга и рекламы, бизнес-консалтинга и работы с текстами. Несмотря на усилия государства (режим самозанятых, налоговые льготы), легализация рынка фриланса продвигается слабо: больше половины исполнителей полагаются на неформальные договоренности, договор подписывают только 15%.

Видеозапись сессии «Цифровизация общества: новые технологии как драйвер социальных изменений»

Влияние технологий на человеческий потенциал участники IX Форсайт-конференции НИУ ВШЭ продолжат рассматривать на других сессиях. В следующие дни также обсудят направления научной кооперации стран БРИКС, развитие глобальной сети форсайт-центров, современные подходы к форсайт-исследованиям в преддверии старта нового цикла Долгосрочного прогноза научно-технологического развития России. Отдельные сессии будут посвящены презентации Глобального инновационного индекса, управлению инновациями в интересах устойчивого развития, кооперации между наукой и бизнесом, изменению роли университетов в постпадемийную эпоху и другим темам.