Симпозиум «Передовая международная практика в области научно-технической и инновационной политики»
«Передовая международная практика в области научно-технической и инновационной политики» - симпозиум по этой теме прошел 7 апреля в рамках ХI Международной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества.
«Передовая международная практика в области научно-технической и инновационной политики» - симпозиум по этой теме прошел 7 апреля в рамках ХI Международной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества.
Этот научный форум органично вписывается в проект Седьмой рамочной программы Евросоюза «Создание сети международного сотрудничества в сфере науки и технологий с восточно-европейскими и центрально-азиатскими странами (ВЕЦА)» (S&T International Cooperation Network for Eastern European and Central Asian Countries, IncoNet EECA). Проект, стартовавший в январе 2008 года, рассчитан на четыре года, охватывает 23 организации из 21 страны ЕС, ассоциированных государств и СНГ. Его российским участником выступает ГУ-ВШЭ, а симпозиум в Вышке является составной частью проекта IncoNet, сказал, открывая симпозиум, первый проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг. На политическом уровне основной задачей проекта является организация политического диалога, включающего обсуждение стратегий и приоритетных направлений сотрудничества, в том числе глобальных проблем, с помощью проведения серии конференций - Policy Stakeholders Conferences - в разных странах. Первая такая конференция прошла в прошлом году в Афинах, местом проведения второй, которую и открыл нынешний симпозиум, стала Высшая школа экономики.
На практическом уровне, отметил Л. Гохберг, в рамках проекта реализуется целый ряд мероприятий, направленных на углубление координации и усиление участия организаций и исследователей из стран ВЕЦА в 7-ой Рамочной программе (7РП), их интеграцию в европейское исследовательское пространство. Цель нынешней конференции, в частности, состоит в том, чтобы обсудить современное состояние, задачи научно-технической и инновационной политики стран ЕС, ассоциированных стран (АС) и ВЕЦА, а также вклад научных сообществ в разработку этой политики.
На нынешней XI конференции ГУ-ВШЭ слово «инновации», продолжал первый проректор, является, пожалуй, самым популярным, оно уже звучало в выступлениях членов Правительства РФ, ученых, предпринимателей. «И это не случайно, это слово символизирует собой самые актуальные на сегодня вопросы не только российской политической повестки дня, но и глобальной повестки дня», - сказал Л.Гохберг. Что касается российской повестки дня, то о важности вопросов внедрения новаций свидетельствуют и работа Комиссии по модернизации экономики, которую возглавляет Президент РФ Дмитрий Медведев, и работа правительственной комиссии по высоким технологиями и инновациям, которую недавно возглавил председатель Правительства РФ Владимир Путин, а также целый ряд запущенных в последнее время новых программ, в том числе Программа поддержки национальных научно-исследовательских университетов (среди которых и ГУ-ВШЭ), и новый перечень приоритетных направлений и критических технологий, который должен быть в самое ближайшее время утвержден Президентом России, и технологические платформы - совершенно новый инструмент частно-государственного партнерства в сфере науки и инноваций. Это и бурный рост институтов развития в России. «Налицо, таким образом, колоссальное продвижение вперед», - заметил Л. Гохберг, выразив надежду, что конференция в ГУ-ВШЭ, сочетающая теоретические и практические подходы и взгляды, внесет свой достойный вклад в эти важные и серьезные процессы.
Директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ Александр Наумов сообщил на симпозиуме, что уже подготовлены новые приоритетные направления развития науки, техники и критических технологий в Российской Федерации, их перечень внесен в Правительство и в ближайшее время эти приоритеты будут утверждены указом главы государства. «Несмотря на влияние мирового кризиса на российскую экономику, расходы на гражданскую науку в федеральном бюджете составляют 159 миллиардов рублей, и при подготовке бюджета на 2010 год министерство финансов впервые включило отдельным приложением пояснительную записку, в которой расписаны полностью все расходы. И с этим приложением можно было ознакомиться на сайте Госдумы РФ», - сказал А. Наумов.
Вопрос модернизации российской науки является одним из ключевых для страны. В России подавляющее большинство научных организаций приходится на государственный сектор. С учетом этого Правительство РФ приняло постановление, в котором определен порядок оценки научных организаций, а Минобрнауки РФ разработало методику, по которым такая оценка будет делаться. К концу 2010 года эти организации будут оценены. Важны, продолжал А.Наумов, и новые формы организации науки. Одной из них является «создание национального научно-исследовательского центра на базе Курчатовского института, в который будет включен Санкт-Петербургский институт ядерной физики, два института госкорпорации «Росатом» - Институт физики высоких энергий и Институт теоретической и экспериментальной физики». Предстоит и большая работа с нормативами, в том числе, и подготовка проекта закона, поскольку создаваемый институт - совершенно новая форма организации, которая будет наделена широкими полномочиями не только для ведения научной, но и инновационной деятельности.
Крайне важным для реализации государственной научно-инновационной политики является Федеральный закон ФЗ-217, принятый в 2009 году, и расширяющий возможности для вузов и научных организаций Российской академии наук по созданию малых предприятий для того, чтобы через эти предприятия осуществлять коммерциализацию научных разработок.
А. Наумов сообщил, как он выразиллся, «новости с пылу, с жару» - меры со стороны Правительства РФ по поддержке развития научной составляющей в вузах, развития кооперации науки и производственных предприятий. К их числу относится выделение 30 миллиардов рублей для содействия ведущим университетам, в том числе МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету как национальным вузам, а также пяти федеральным университетам. Минобрнауки России проведен и дополнительный конкурс по национальным исследовательским университетам - это еще 14-16 вузов. В целом, финансирование носит весьма существенный характер. Так, только в 2010 году на нужды федеральных университетов выделяется 5 миллиардов рублей, двум национальным университетам выделяется 5 миллиардов рублей, и 14 новым исследовательским университетам - также 5 миллиардов рублей.
Подготовлены четыре проекта постановлений. Первый - «О поддержке развития инновационной структуры в университетах Российской Федерации» (на это в 2010 году выделяется 3 миллиарда рублей). В рамках этого проекта постановления, который в ближайшее время будет подписан главой правительства, предусмотрена и поддержка малых инновационных предприятий, которые создаются в соответствии с ФЗ-217. На сегодня с момента принятия этого закона 2 августа 2009 года уже создано 223 таких предприятия. Второй проект постановления - «О развитии кооперации ведущих университетов и производственных предприятий» на трехлетний период (в 2010 году выделяется 6 миллиардов рублей, а общий объем предусматривает 19 миллиардов рублей). Причем, впервые в практике Российской Федерации документ предусматривает выделение государственных субсидий для коммерциализации научных разработок с тем, чтобы за счет этих субсидий коммерческая организация оплачивала проведение ведущими университетами научных исследований и в последующем за счет собственных средств производила выпуск продукции на основе этих разработок. Третий проект - «О привлечении ведущих ученых в вузы России». Это трехлетний проект с общим объемом финансирования 12 миллиардов рублей, из них 3 миллиарда рублей выделяется в 2010 году. Наконец, проектом «О государственной программе поддержки научных проектов, реализуемых вузами и научными организациями в целях интеграции» предусмотрено выделение 2 миллиардов рублей в 2010 году.
Эти меры должны обеспечить эффективную финансовую поддержку развитию сферы науки и образования России. Разработан и проект законов о государственных академиях наук, где будут определены недостающие механизмы, из-за отсутствия которых затруднена деятельность государственных академий наук в Российской Федерации.
Выступивший затем Ричард Бургер, советник по науке и технологиям Представительства Европейской комиссии в России, коснулся вопросов взаимодействия Евросоюза и стран Восточной Европы и Центральной Азии в сфере научных разработок и технологий. «Мы в Евросоюзе заинтересованы в том, чтобы создать устойчивую базу знаний для обеспечения роста социально ориентированной экономики. Европейская комиссия разработала программу «Европа-2020», которая определила приоритеты в этой области и призвана стать ускорителем прогресса», - отметил, в частности, он. Одна из инициатив этой программы - это так называемый Союз инноваций, определяющий доступ к финансированию в области инноваций для того, чтобы инновационные идеи помогали создавать товары и услуги. Таким образом, передовая международная практика в области инноваций является и для Еврокомиссии важнейшей темой. «Мы видим, что наши соседи в Восточной Европе также признают важность исследований в сфере науки и технологий как главных приоритетов на перспективу», - сказал Р. Бургер. Практически в каждой области науки и технологии Комиссия европейских сообществ (КЕС), по его словам, рассматривает участие партнеров из Восточной Европы, что способствует эффективности сотрудничества. КЕС подписала ряд соглашений в области развития технологий с Россией и Украиной и сейчас ведет переговоры с РФ о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. КЕС стремится развивать также диалог с другими странами Восточной Европы и Средней Азии. Специальные рабочие группы занимаются разработкой политики в отношениях со странами Южного Кавказа, Казахстаном. То есть достигнут достаточно заметный прогресс.
Сегодня заметна активизация участия стран Восточной Европы и Средней Азии 7-ой Рамочной программе (по сравнению с предыдущей 6-ой программой) и сейчас КЕС запускает новую программу, призванную поднять уровень взаимодействия Евросоюза со странами центральноазиатского региона. Р.Бургер указал на заинтересованность со стоны КЕС в участии стран Восточной Европы и Центральной Азии именно в европейских программах, а не только в программах Евросоюза. Ведь большая работа в области науки и инноваций ведется в других странах Европы, в США. «Я полагаю, что речь должна идти о своего рода панъевропейской программе сотрудничества», - заметил представитель КЕС, отметив, что комиссия приветствует «тот факт, что ее партнеры из стран Восточной Европы и Центральной Азии участвуют в этих программах и ведут активный диалог, поддерживая прямые контакты с различными организациями и учреждениями». Все это способствует выработке новых подходов к сотрудничеству в области науки и техники. А сотрудничество России с Евросоюзом может, по его словам, служить примером для других стран.
Проблемам научно-технической и инновационной политики посвятил свое выступление Люк Джорджиу, профессор Института инновационных исследований Университета Манчестера (Великобритания). Он, в частности, коснулся обсуждаемых проблем в их более широкой экономической взаимосвязи, в том числе и под углом зрения восстановления экономики в послекризисный период, рассказал о перспективах сотрудничества в области наук и инноваций. Он говорил и о тех задачах, которые стоят перед Россией и ее соседями, а также Евросоюзом, в нынешних условиях. В Евросоюзе ВВП весьма различается в развитых и менее развитых странах. «В условиях кризиса, - сказал Джорджиу, - наша политика определялась интересами спасения банков, всякого рода монетарными соображениями и попытками продолжать экономическое развитие. Но наличие долгосрочных долгов мешает экономическому росту, в том числе и развитию науки, технологий и инноваций, с помощью которых можно было бы решать возникшие экономические и социальные проблемы».
Л. Джорджиу назвал несколько каналов, по которым, как он выразился, «знания перетекают в экономику». Бизнесмены более всего заинтересованы в производительности труда и в квалифицированной рабочей силе, важна также и коммерциализация, знания, опыт, навыки, которые «должны быть доступны для научных учреждений». Чтобы получить нечто инновационное, необходимо сближение всех этих условий. Инновации - это необязательно только НИОКР, но еще и инновации в социальной и организационной сферах. Есть четыре типа ключевых каналов, по которым мы получаем инновации. Первый - это люди. «На нужном направлении надо иметь правильно выбранных людей с критической массой знаний, способных идти на риск». Второй - это финансовые потоки, третий - услуги (научные инкубаторы, технопарки), а также различное оборудование, необходимое для того, чтобы испытывать качество этих услуг. И, наконец, это знания, исходящие не только из университетов, но также из других учреждений и сфер - бизнеса, творческого сектора. «Эти четыре типа потоков и образуют экологию знаний», - сказал британский ученый.
На симпозиуме выступили также заместитель директора департамента системного анализа и стратегического планирования Министерства промышленности и торговли РФ Владимир Мальцев, ведущий эксперт КЕС в области наук и инноваций, директор департамента политики Совета по науке и технологиям Мальты Дженнифер Харпер. Определению научных приоритетов России посвятил свое выступление заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний, директор Форсайт-центра ГУ-ВШЭ Александр Соколов, рассказавший также о перспективах научного прогнозирования Форсайта и критических технологий.
Проблемам укрепления сотрудничества между странами СНГ и ЕС, институциональным реформам в государственном секторе науки и технологий было уделено главное внимание в ходе вечерней сессии симпозиума.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ