• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-технологическая и инновационная политика в странах с переходной экономикой

20 сентября 2011 г. состоялся международный семинар доктора Стефана Гакштаттера, посвященный научно-технологической и инновационной политике в странах с переходной экономикой. Инновационное развитие состоится в тех сферах, где людям понятна необходимость инноваций, там, где низки административные барьеры, и где способы поддержки инноваций соответствуют состоянию развития экономики, отметил эксперт.

20 сентября 2011 г. состоялся международный семинар доктора Стефана Гакштаттера, организованный Лабораторией исследований науки и технологий Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ и посвященный научно-технологической и инновационной политике в странах с переходной экономикой.

Стефан Гакштаттер — руководитель направления «Исследования практики инновационной и технологической деятельности в странах Европы, Ближнего Востока и Северной Африки» ведущей международной консалтинговой компании Monitor Group.

Работа Стефана сосредоточена на выявлении новых точек роста и составлении рекомендаций для лиц, принимающих решения в сфере политики и бизнеса, а также усилении инновационного потенциала организаций. Доктор Гакштаттер ведет активную консультационную деятельность, выстраивая коммуникации между представителями бизнеса и технологических кругов специализируясь на вопросах формирования и управления стратегическими портфелями и платформами, глобальных инновационных процессов, анализа технологий и их коммерциализации, процедур оценивания, установления партнерских отношений, подготовки руководящих кадров. 

 

В начале дискуссии был затронут вопрос о целях научно-технологической и инновационной политики. Подытожив мнения, высказанные аудиторией, докладчик обозначил в качестве основных ориентиров государственного регулирования благосостояние и качество жизни, а также эффективность и поддержание здоровой конкурентной среды. Несмотря на важность эффективной государственной инновационной политики, результаты международного обследования MonitorGroup, охватившего 800 компаний, показали, что большинство руководителей по-прежнему не довольны условиями их деятельности. Иными словами, социально-экономическая среда не отвечает потребностям инновационного развития компаний.

В качестве иллюстрации возможностей инновационной политики С. Гакштаттер представил  характеристики трех стадий развивающейся экономики (по версии американского экономиста М. Портера). Вектор экономического развития стран определяется исходя из анализа основных характеристик конкуренции и идентификации целевых параметров экономической деятельности. В предлагаемой типологии рассматриваются:

- экономика, движимая факторами производства (например, в Нигерии);

- экономика, движимая инвестициями (например, в Китае);

- экономика, движимая инновациями (например, в Сингапуре, Германии, США).

Для России сегодня крайне актуально решить многочисленные проблемы, характерные для стран с экономикой, движимой факторами производства. Это подтверждается положением страны в ежегодном международном индексе конкурентоспособности (Global Competitiveness Index): в 2010 году Россия занимала в нем 63-еместо из 139.

Выступавший акцентировал внимание слушателей на важности правильной расстановки приоритетов инновационной политики и обеспечения ее последовательной и скоординированной реализации во всей научно-технологической и инновационной «экосистеме».

В этой связи особый интерес представляет опыт Саудовский Аравии и Абу-Даби, где инновационная политика формируется в условиях зависимости экономического развития от экспорта сырьевых ресурсов.

Решение о разработке инновационной стратегии в Саудовский Аравии напрямую связано с пониманием вызовов, угрожающих социально-экономическому развитию страны. Среди них — интегрирование государства в глобальную экономику; увеличение численности молодого населения, не обладающего достаточным уровнем образования; появление новых источников энергии. Ответом стала национальная промышленная стратегия, направленная на развитие научно-технологического и инновационного потенциала страны. Она предусматривает создание технологических платформ, обеспечение эффективности институтов, развитие инновационных сетей, формирование инновационной культуры. Последняя тема была вынесена Т. Гакштаттером на обсуждение. Докладчик задал аудитории непростой вопрос: как развить интерес к инновациям у населения со значительным уровнем дохода и относительно невысоким уровнем образования и навыков для инноваций? Наиболее эффективные способы на сегодняшний день — создание университетов международного уровня и активная масс-медийная работа по продвижению инноваций.

Приоритетной задачей инновационной стратегии Абу-Даби являлось обеспечение притока прямых иностранных инвестиций. С этой целью было принято решение добиться улучшения условий для развития бизнеса в Абу-Даби. На основе экспертного опроса представителей компаний Абу-Даби были сформулированы ключевые аспекты повышения глобальной конкурентоспособности; условий, необходимых для привлечения иностранного капитала. Первые места в списке проблем занимали административные барьеры и ограничения, нехватка квалифицированных кадров, неустойчивость финансового рынка. Имплементация этой стратегии уже дает ощутимые результаты. Так с 2004 по 2009 г. в рейтинге «Ease of Doing Business» Абу-Даби переместился с 67-ого по 15-е место, а поток прямых иностранных инвестиций ощутимо увеличился.

В заключение доктор Гакштаттер отметил, что для достижения устойчивого экономического роста, основанного на инновациях, Абу-Даби еще предстоит серия преобразований. Тем не менее, уже сейчас очевидно, что этот путь связан, прежде всего, с обеспечением условий для различных форм инновационной деятельности, повышением эффективности человеческого капитала и созданием высокооплачиваемых рабочих мест.

 

Фото Никита Бензорук

Презентация

Подробнее о семинаре