Семинар Джонатана Линтона "Реальные опционы как средство поддержки принятия решений в области научно-технической и инновационной политики"
5 марта в НИУ ВШЭ состоялся семинар профессора Университета Оттавы, главного редактора журнала Technovation Джонатана Линтона "Реальные опционы как средство поддержки принятия решений в области научно-технической и инновационной политики" организованный Лабораторией экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
5 марта в НИУ ВШЭ состоялся семинар профессора Университета Оттавы, главного редактора журнала Technovation Джонатана Линтона "Реальные опционы как средство поддержки принятия решений в области научно-технической и инновационной политики" организованный Лабораторией экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
В ходе семинара были рассмотрены возможности использования модели Блэка-Шоулза и теории опционов при принятии инновационных решений.
В начале выступления Дж. Линтон обратил внимание слушателей на ограничения в использовании модели Блэка-Шоулза. Модель, с помощью которой эффективно определяют цену европейских опционов, неприменима к оценке исследовательских проектов. Это происходит, во-первых, потому, что акции, которые могли бы «аппроксимировать» исследовательские проекты, не торгуются на рынке. Во-вторых, в настоящее время не существует инструментов, дающих возможность определить текущую стоимость исследовательского проекта.
Динамика финансирования тех или иных исследовательских проектов во многом зависит от интересов правящих кругов. Примером может служить проект по созданию Конвертоплана V-22 Osprey — летательного аппарата с поворотными винтами, работающих при взлёте и посадке на подъём, а в горизонтальном полёте — на тягу. В проект, стартовавший в конце 1985 г., во время правления Р. Рейгана вкладывалось 25–30 млрд долл. в год. Однако с приходом к власти Дж. Буша-старшего, финансирование V-22 Osprey практически прекратилось, поскольку администрация Буша не считала проект успешным. В 1990–1995 гг. вложения составляли всего 5–7 млрд долл. в год. После избрания Б. Клинтона ситуация кардинально изменилась: правительство вновь заинтересовалось созданием V-22 Osprey, и в 1995 г. на разработку и строительство конвертопланов было выделено 52 млрд долл. Несмотря на это, в последующие годы поток инвестиций сократился до 40 млрд. долл. в год и к уровню вложений 1995 г. вернулся лишь в 2006 г., во время президентства Дж. Буша младшего. Динамику финансирования проекта V-22 Osprey точнее всего аппроксимирует процесс так называемого случайного блуждания (random walk). Схожей динамикой харкктеризуются и другие крупные исследовательские проекты, которые оказываются непривлекательными в силу крайне сложной оценки их рыночной стоимости и рисков.
Тем не менее, несмотря на трудности использования, модель Блэка-Шоулза при оценке стоимости исследовательских проектов даёт больше информации, чем применение моделей рентабельности расчета инвестиций, основанное на NPV. Вместе с тем распределение Коши описывает стоимость исследовательских проектов точнее, чем Гауссовское (которое используется в модели Блэка-Шоулза).
По мнению Линтона, решение этой проблемы существует. Как объясняет эксперт, для оценки стоимости исследовательских проектов хорошо подходят «нетрадиционные» модели опционов, а для определения стоимости патентов профессор предлагает использовать модель составных опционов.
Если перед инвестором стоит задача финансирования нескольких исследовательских проектов, то в этом случае наиболее оптимальной будет стратегия «максимума-минимума»(max-min option), то есть вкладывания средств в проекты с более высокой отдачей. Однако для успешной реализации такой стратегии инвестор должен оценить риски и заранее предвидеть все возможные «развилки» в динамике прибыльности управляемых проектов.
В целом, подытожил Линтон, модели, используемые в оценке финансовых инструментов, при попытке применить их для определения стоимости исследовательских проектов зачастую оказываются неэффективными. Это обусловлено тем, что результаты научной деятельности в большинстве случаев нельзя оценивать исключительно с точки зрения их экономической выгоды. При оценке отдачи от исследовательских проектов, по мнению выступавшего, необходимо мыслить категорией «общественной» или «социальной выгоды».
Материал подготовил Максим Коцемир