• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тезисы: управление водными ресурсами

Тезисы: управление водными ресурсами

©Signature/ISTOCK

25—29 июня на III Форуме молодых учёных БРИКС в Южной Африке ведущий эксперт Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Юлия Мильшина представила доклад об управлении водными ресурсами в условиях изменения климата. Портал IQ.HSE публикует тезисы ее выступления.

Темп изменений и технологических инноваций сегодня небывало высок, поэтому постоянный мониторинг новых трендов дает возможность выбирать стратегические цели и альтернативы, изучать подрывные инновации (disruptive innovation), «слабые сигналы» (weak signals) и джокеры (wild cards). Сложная картина развивающихся тенденций дает понимание результатов глобальных процессов и способов реализации эффективных политических мер для создания устойчивого будущего.

Глобальные тренды влекут за собой изменение в разных сферах деятельности и затрагивают жизни людей на всех уровнях. Мы выделяем 5 групп таких трендов: изменение климата и использование природных ресурсов, социально-демографические трансформации, появление новых моделей экономического роста, изменение геополитического контекста и формирование новой парадигмы научно-технологического развития.

Глобальные экологические тенденции часто игнорируются в исследованиях, но они могут стать главным фактором успеха или неудачи конкретного проекта, национальной или региональной стратегии. Сила их влияния уже очень высока, и она растет из года в год. Так, с 1880 г. температура на планете повысилась на 1.5 °C и продолжает увеличиваться – последние три года были самыми жаркими за всю историю наблюдений на Земле.

Эти процессы вызывают серьезные последствия. В течение ХХ века в результате человеческой деятельности были потеряны две трети территорий водно-болотных угодий, нарушены 60% экосистемных услуг. Ожидается, что к 2040 году количество преждевременных смертей из-за загрязнения воздуха составит 4,5 млн человек, и десятая часть биоразнообразия планеты будет потеряна. Уровни угрозы особенно высоки в странах с высокой плотностью населения и интенсивной антропогенной деятельностью.

Экологические процессы влияют на качество воды и способы ее перемещения через водные системы, а также почвообразование, эрозию. Для водных систем ухудшение экологии выражается в учащении природных катаклизмов — наводнений и засух, загрязнении водных бассейнов, в разрушении местных рыболовных хозяйств и ферм и, кроме этого, в обострении политических конфликтов из-за доступа к ресурсам. Из-за изменений климата сухие регионы (где проживает около 40% всего населения) становятся еще суше, при этом влажные территории с 20% населения, т.е. 1,6 млрд. человек, подвержены затоплениям.

Глобальный спрос на воду в течение последних десятилетий увеличивался примерно на 1% в год из-за роста населения и изменения структуры потребления. Текущие социально-экономические тренды и отсутствие системной политики в отношении водных ресурсов приведут к тому, что в период с 2000–2050 гг. спрос на воду в мире вырастет на 50%, согласно оценке ОЭСР. Крупнейшим ее потребителем останется сельское хозяйство; ожидаются высокие темпы роста водопотребления в промышленности (+400%), энергетике (+140%) и в домохозяйствах (+130%). Прирост будет обеспечен за счет стран, не входящих в ОЭСР, а в государствах ОЭСР ожидается сокращение водопотребления благодаря рационализации использования водных ресурсов в агропроме и внедрению новых технологий очистки сточных вод.  

Бразилия, Россия, Китай входят в десятку стран, владеющих 60% доступных водных ресурсов. Потребности в воде быстро растут в Китае и Индии, на долю которых приходится почти 40% населения мира и треть мирового спроса на воду. Индия будет продолжать использовать большую часть воды для сельского хозяйства. В Китае, ЮАР и Бразилии потребность в воде для агропромышленного комплекса увеличится, но не более, чем на 10% к 2050 г. Промышленность останется основным потребителем водных ресурсов в России к середине ХХI века. Существуют два основных аспекта управления водными ресурсами: внутренний (страновой уровень) и внешний (транснациональный). На национальном уровне у стран БРИКС много общих проблем, касающихся водных ресурсов: малоэффективные системы управления и устаревшая инфраструктура, неравномерное распределение воды географически, растущие угрозы наступления негативных последствий от изменения климата, высокий уровень загрязнения вод и др. К примеру, эффективность ирригации в Бразилии, ЮАР, Индии и Китае составляет около 50%, чрезвычайно высоки потери при доставке воды. По некоторым оценкам, в России также необходимо ремонтировать около 40% водопроводной сети, а потери воды через системы достигают почти 50%.

Водохранилища и водные системы (реки, озера и др.) не всегда находятся в пределах одной страны. Вероятность межгосударственных и региональных столкновений значительно выше в районах, где наблюдается водный стресс и слабо развиты системы управления. Так, в 158 из 263 пограничных водных бассейнов в мире нет системы взаимодействия по вопросам водопользования. Две трети водных бассейнов, по которым имеются какие-либо соглашения, включают три и более прибрежных государства, но только 20% подобных соглашений являются многосторонними. Страны БРИКС могут сыграть здесь ключевую роль как ведущие региональные и мировые лидеры, стремящиеся к выработке сбалансированной политики управления трансграничными водными ресурсами.

На национальном уровне необходимо обновлять водную инфраструктуру, повышать эффективность систем орошения, вырабатывать стратегии адаптации к изменению климата и смягчения их последствий. На международном уровне – принять механизмы, позволяющие принимать рациональные решения относительно водных ресурсов, выгодные для всех заинтересованных сторон; проводить мониторинг водных потоков и их качества; организовывать совместные проекты (инфраструктурные, инновационные); принимать меры, касающиеся защиты окружающей среды и экосистем.

Даже с учетом лучшего международного опыта в секторе водоснабжения и водоотведения невозможно предложить универсальную модель управления, подходящую для всех стран. Сотрудничество всех заинтересованных сторон, не только государств, НКО, бизнеса, университетов и исследовательских центров, но и населения — ключ к смягчению экологических и водных рисков. В целом должна быть создана всеобъемлющая многоуровневая система управления и регулирования, которая согласование целей, задач и планов действий регулирующих и контролирующих органов.