• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О чем не знают работодатели

15 марта в Институте «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего», в котором приняли участие представители государственных структур, образовательных организаций и индустрии. Главной темой разговора стали перспективы существования профессий: кто может определить, какие специалисты потребуются обществу в будущем: родители школьников, учебные заведения или сами работодатели? Замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ Александр Чулок предложил сфокусироваться на тех компетенциях, которые позволят профессионалам стать успешными на рынках будущего.

Мысль о том, что можно получить помощь по профориентации от близких, была отвергнута сразу. По мнению хедхантера Алены Владимирской, родители, подталкивая детей к выбору профессии, часто основываются на устаревших представлениях успешности и тем самым программируют детей на будущую безработицу. Дмитрий Волошин, директор департамента иссл едований и образования Mail.Ru Group, соглашается с Аленой и лишает «права голоса» не только родителей, но и учебные заведения: «…вузы не умеют готовить специалистов будущего, потому что у них самих нет представления о том, какие профессии в будущем нужны, какие будут востребованы, а с другой стороны, у них нет таких возможностей».

Возможно, тогда представители бизнеса знают, какие сотрудники потребуются им в будущем? Увы, ответа нет и здесь. Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»,  делится практическим опытом: «99 процентов компаний не способны сказать, какие и в каком количестве специалисты будут нужны этой компании через пять, а уж тем более десять лет».  Бизнес, в свою очередь, будет рад передать ответственность решения профильным вузам, чтобы затем получить передовые кадры, замечает Алена Владимирская.

Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, предлагает говорить не о профессиях, а о компетенциях, которые потребуются в дальнейшем специалистам и компаниям, чтобы конкурировать на рынках будущего. По его мнению, поиском этих компетенций должны заниматься вузы совместно с представителями бизнеса, используя при этом как минимум два подхода — изучение трендов и их влияние на существующую ситуацию, а также научное обоснование прогнозов. Александр представил присутствующим новый доклад ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Глобальные технологические тренды» как пример материала, отталкиваясь от которого, можно формировать компетенции будущего: это исследование охватывает инновационные направления в семи крупных областях, детально описывая особенности каждого.

В ходе дискуссии все участники пришли к общему мнению: нынешним специалистам становятся исключительно важны личные качества и способности, которые позволят им быть не только в курсе происходящих изменений, но также принимать и практически использовать новое в своей работе. Александр Чулок подвел итог обсуждения, рассказав об инструментах форсайта, которые могут помочь в принятии решений и родителям, направляющих детей на поиск профессии, и бизнесу, и выделил три основные компетенции, от которых зависит конкурентоспособность будущих работников: «Первая — это системность мышления, которая требует охвата и всех трендов, и рынков, и понимания… Знаете, как говорят: видеть лес за деревьями, а не только деревья. Второе — это умение делать под ключ, что для России очень сложно, решать проблему целиком, под ключ. Это и междисциплинарность, и понимание целиком, как вы делаете логистическую цепочку, и так далее. И третье — все время быть готовыми к изменениям, адаптивность». Его поддержала хедхантер Алена Владимирская: «…люди к 35–40 годам становятся успешными, имея три основные компетенции, — это полная ответственность за свою жизнь, и как следствие, самостоятельность, это действительно абсолютная адаптивность, и третье — это экспертность».

Развитие новых качеств и компетенций актуально не только для тех, кто сейчас начинает профессиональное обучение, но и для тех, кто уже является специалистом в своей области. И для них потребуются новые учебные программы и экспериментальные форматы обучения.

Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, предложил продолжить диалог в рамках Международного салона образования. В этом году Салон пройдет с 13 по 16 апреля на ВДНХ, основная аудитория — педагоги и руководители образовательных учреждений, посещение мероприятий Салона — бесплатное.

Стенограмма круглого стола «Профессии будущего»

Публикации в СМИ:

15 марта в Институте архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего» (пресс-релиз на сайте Московского международного салона образования)
«Ответственность, адаптивность, экспертность» (STRF.ru, 16.03.2016)
В Институте «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего» («Занимательная робототехника», 18.03.2016)
8 мыслей о том, что избавит наших детей от безработицы (newtonew.com, 20.03.2016)
Как не остаться без работы? (Национальный образовательный телевизионный канал "ПРОСВЕЩЕНИЕ", 15.03.2016)
Круглый стол «Профессии будущего» ММСО 2016 (YouTube канала ПРОСВЕЩЕНИЕ, 21.03.2016)
Круглый стол «Профессии будущего» («Вестник образования России», 21.03.2016)
15 марта в институте «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего» (career.ru, 21.03.2016)
Кого возьмут в будущее: 12 главных правил успешной карьеры и учебы после 2016 года (Afisha Daily, 30.03.16)