«Если хотите сотрудничать с другой страной, изучайте ее историю и культуру»
24 сентября 2015 года НИУ ВШЭ посетила делегация Министерства науки и технологий Тайваня. В ходе этого визита д-р И-Бин Линь, замминистра науки и технологий Тайваня, эксперт мирового уровня в области информационных технологий, дал интервью порталу новостей ВШЭ. Он поделился своим видением будущего этой отрасли, рассказал о потенциале партнерства между Россией и Тайванем по ряду направлений науки, процитировал некоторые положения Карла Маркса и показал собственные рисунки российских классиков.
— Доктор Линь, вы работаете на переднем крае исследований в сфере информационных технологий. Не могли бы вы рассказать, чего следует ожидать в ближайшем «цифровом» будущем?
— Основное направление моих исследований — телекоммуникации, точнее мобильная связь. Я пионер в этой области. Что касается будущего: сегодня мы наблюдаем бурный рост так называемого «интернета вещей». Огромное количество различных устройств, мобильных и не только, оснащенных крошечными сенсорами, собирают множество данных и передают на сервер. Затем приходится анализировать огромные объемы информации. Как ее использовать наиболее эффективно? Думаю, тот, кто научится анализировать большие данные, станет лидером. Большие данные становятся очень важны, и это надолго.
Серьезная проблема заключается в том, что некоторые страны, в частности Африки, где такие компетенции не развивают, могут оказаться в нисходящем тренде. А те страны, которые делают ставку на анализ больших данных, смогут вести бизнес где угодно и побеждать конкурентов.
Возьмем теорию капитализма Маркса. Богатые богатеют, бедные беднеют. Вы видите, что именно это происходит сейчас в мире, в том числе, насколько я понимаю, и в России. К концу ХХ века теория Маркса утратила былую популярность, но в наши дни ее снова вспоминают в попытках найти новые способы утвердить справедливость. Как решить эту проблему? Как, вообще, растут состояния? Вы идете на фондовый рынок, пытаетесь предсказывать будущее. Если не угадываете, теряете много денег. У богатых всегда лучше средства, чем у бедных. Единственное, что можно сделать — научить бедных, как стать богатыми. Они должны применять свои знания, учиться использовать инструменты для работы с большими данными.
— Как вы относитесь к исследованиям будущего? Насколько важны для Тайваня форсайт-исследования?
— Проводить Форсайт очень важно, иначе не избежать серьезных рисков. Форсайт позволяет проводить более обоснованную государственную политику и более разумно распределять ресурсы. Подобного рода ошибки чреваты большими проблемами. Пресечь их помогают прогнозные исследования. Форсайт позволяет предотвратить определенные проблемы, предлагая их начальные решения. Однако воплощая эти решения, их следует корректировать, поскольку внешняя среда постоянно меняется.
В Министерстве науки и технологий Тайваня есть Отдел форсайт-исследований, который отвечает за разработку научно-технической политики, подключая к этому большой пул экспертов. В одну из экспертных групп входят только ученые. Мы собираем их идеи, которые, как правило, инновационные, однако не всегда «заземленные» в практику. Другая группа состоит из представителей промышленности, которые помогают адаптировать идеи ученых к вызовам реального мира. Кроме того, у нас есть стратегический совет из крупнейших специалистов в разных областях технологий. Они осуществляют экспертизу и корректировку предложений Отдела форсайт-исследований. После утверждения стратегическим советом тех или иных мер политики правительство поручает их реализовать профильным министерствам.
— Вы одновременно и ученый, и государственный чиновник. Есть ли в этом какие-то плюсы? Помогает ли опыт научной работы в политической деятельности? Влияет ли как-то государственная должность на ваши научные исследования?
— Я работаю на государственной должности пять дней в неделю. По субботам и воскресеньям занимаюсь со студентами. Преподавание для меня не работа, мне это просто нравится. Но и моя работа в правительстве мне тоже нравится, для меня это не просто должность. Я вошел в правительство, подумав, что это, чем я должен заниматься. Когда вы испытываете радость от того, что делаете, значит, это стоит того. Только вот спать получается мало.
Что касается плюсов, научная работа приучает мыслить логически. Во время учебы в аспирантуре главным было не изучение технологий, а тренировка мышления, логики. С таким багажом вы сможете проводить любые исследования. Благодаря этим навыкам я четко представляю, принимая решения относительно поддержки тех или иных исследований, что именно нужно делать, чтобы получить наилучшие результаты.
Этот процесс, конечно, обоюдный. Разрабатывая меры политики для тех или иных направлений науки, я получаю обратную связь и корректирую свои решения. И в процессе этого я учусь. Один из плюсов работы в правительстве и поддержки самых разных научных проектов заключается в том, что включается многосторонний взгляд: на все начинаешь смотреть с разных перспектив, представлять, как по-разному можно вести исследования. «Обратная связь» такого рода для меня очень ценна. Часто думаю, можно ли этот подход, философию использовать в собственных исследованиях. В большинстве случаев ответ положительный. Благодаря этому становишься все более и более гибким.
— Тайвань и Россия имеют опыт научно-технологического сотрудничества по целому ряду направлений — как в сфере фундаментальных, так и в области прикладных исследований. Насколько, по-вашему, плодотворно это партнерство?
— В предшествующие десять лет мы успешно сотрудничали с Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, а также с Сибирским и Дальневосточным отделениями Российской академии наук. В этом году мы еще более углубили наши отношения с Российским научным фондом. В частности, планируем новые инвестиции, потому что опыт предыдущего сотрудничества оказался позитивным. Между российскими и тайваньскими исследователями складывается коллаборация в области создания медицинской техники. Это как раз хороший пример адаптации идей ученых в интересах промышленности. У нас Тайване это поставлено на поток. В России тоже ведутся качественные исследования с инновационным потенциалом. Мы уже увидели весьма полезные результаты от нашего сотрудничества. Вышло много хороших статей. Мы их изучаем, стараясь выйти на практическое внедрение полученных результатов. Иногда идеи предлагают российские ученые, а тайваньские исследователи реализуют их на практике, а бывает наоборот.
— Каким вы видите сотрудничество наших стран через пять-десять лет?
— Как я уже говорил, необходимо все корректировать. За прошедшие десять лет у нас сложилось прочное взаимное доверие для совместных исследований и сотрудничества. Это самое главное: без взаимного доверия сотрудничество невозможно. Мы только-только согласовали с Российским научным фондом программу на три года. Сегодня утром во время встречи с его директором Александром Хлуновым я отметил, что если по прошествии трех лет стороны решат продолжить инвестиции, это будет знаком, что мы добились успеха.
Мы рассматриваем тайваньско-российское партнерство в стратегическом плане. Для нас важно сотрудничать с вашей страной. Если вы действительно настроены на эффективное взаимодействие с другим государством, выходите на хорошую программу партнерства, вам надо прежде всего ознакомиться с его историей и культурой. Как человек, который отвечает в Тайване за политику международного сотрудничества, я активно изучаю российскую историю и культуру, чтобы укрепить наше партнерство.
Беседовала Карина Назаретян
Фото: Михаил Дмитриев
В рамках визита делегации Министерства науки и технологий (МНТ) Тайваня его представители подписали с Российским научным фондом соглашение о совместной поддержке двусторонних научно-исследовательских проектов. В развитие этого соглашения делегация министерства подыскивает ведущие российские научные организации, которые могли бы стать партнерами тайваньских ученых. Высшая школа экономики, будучи одним из лучших российских университетов в сфере экономики, статистики, форсайта и научно-технической политики, оказалась в первых строках списка МНТ. С целью выявить перспективные направления взаимодействия, исследователи ВШЭ и члены делегации МНТ рассказали друг другу о направлениях своей специализации, обсудили ключевые тенденции и инструменты российской и тайваньской политики международного сотрудничества в области науки, технологий и промышленных инноваций.