• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Карты сборки самолетов изучали на МАКСе

В рамках XII Международного авиационно-космического салона МАКС-2015 состоялось заседание (круглый стол) Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», на котором эксперты валидировали подготовленные специалистами НИУ ВШЭ проекты двух дорожных карт научно-технологического развития авиастроения на период до 2025 года.

При планировании исследований, разработок и технологий в такой масштабной стратегической отрасли, как авиастроение, не обойтись без системного подхода, обеспечивающего увязку факторов спроса на авиационную технику и ее предложения, отметил во вступительном докладе заведующий отделом бизнес-проектов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Владимир Салун. Основой для принятия решений о целесообразности применения различных инструментов государственной инновационной политики на каждом этапе технологической цепочки — от НИОКР до создания и использования готовой продукции — может стать система технологических дорожных карт (ТДК). Докладчик обрисовал методологические основы их разработки, место в системе долгосрочного стратегического планирования и направления использования.

Формируемая ныне система дорожных карт развития авиастроения опирается на результаты Форсайта развития авиационной науки и технологий до 2030 года и на дальнейшую перспективу, который был проведен ведущими отраслевыми институтами на основе методологии НИУ ВШЭ. По ключевым направлениям авиационной науки (облик летательных аппаратов, двигатели, материалы, бортовое радиоэлектронное оборудование) разрабатываются отдельные ТДК, на основе которых затем будет создана интегральная дорожная карта для авиастроения. Она позволит связать воедино все направления и сформировать целостную картину развития отрасли на долгосрочную перспективу.

Промежуточные результаты разработки дорожных карт по направлениям «Облик летательных аппаратов» и «Авиационные двигатели» представил в презентации замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Олег Карасев. Используя широкий набор методов, включая библиометрический и патентный анализ, экспертные процедуры, разработчики дорожных карт определили систему приоритетов и критически важные технологии и компоненты, выявили наиболее перспективные решения и провели детальные технологические маршруты по отдельным сегментам рынка.

Обсуждение дорожной карты по направлению «Облик летательных аппаратов» началось с выступления начальника отделения перспектив развития авиационно-космической техники ЦАГИ Андрея Шустова. Он показал, как формировались технологические портфели для перспективных обликов летательных аппаратов, в том числе для широко обсуждаемой сейчас концепции широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.

Одним из важнейших элементов дорожной карты является набор технологических портфелей, к его формированию привлекались ведущие отраслевые специалисты по каждому из направлений. Результаты формирования технологических портфелей в области авиационных двигателей представил начальник отдела «Исследований перспектив развития воздушно-реактивных двигателей для самолетов» ЦИАМ Анатолий Полев. Среди наиболее перспективных технологических решений в области авиационных двигателей для различных сегментов он, в частности, отметил двигатели для самолетов с большой скоростью полета и двигатели для малой авиации.

После выступлений докладчиков участники заседания Технологической платформы обсудили результаты представленного исследования. В дискуссии и валидации технологических дорожных карт приняли участие представители Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной двигателестроительной корпорации, ведущих отраслевых институтов (ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, ГосНИИАС), вузов (МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана), предприятий (Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ), концерна «Радиоэлектронные технологии») и ряда других организаций.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что методология формирования дорожных карт, а также перечень технологий и компонентов летательных аппаратов и авиационных двигателей, входящих в их структуру, могут быть одобрены. Высказанные экспертами замечания и пожелания по корректировке дорожных карт не снижают их ценности как инструмента, помогающего оценить важность того или иного технологического решения для создания новых типов летательных аппаратов.

Представители Технологической платформы приняли консолидированное решение рекомендовать предприятиям и научным организациям доработанные дорожные карты научно-технологического развития авиастроения на период до 2025 года по направлениям «Облик летательных аппаратов» и «Авиационные двигатели» к использованию в качестве информационно-аналитических и прогнозных материалов авиационной отрасли.

Подготовили Константин Вишневский и Михаил Боков