• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Зеленый рост» как новое понимание прогресса

Как можно вести страну курсом устойчивого экономического роста без разрушения ее природного капитала? Зачем вводить в систему статистического учета индикаторы «зеленого роста»? — обсудили на семинаре в Министерстве экономического развития РФ. В нем приняли участие сотрудники ИСИЭЗ Елена Сабельникова, заместитель директора Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, и Лилиана Проскурякова, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий.

Зеленый в сигнальной системе экономики

Концепция «зеленого роста» возникла из осознания новых рисков для развития, появляющихся в связи с ростом экономики и разрушением природного капитала. Замещать его физическим капиталом становится неоправданно дорого (так, когда водные ресурсы оскудевают или становятся более загрязненными, нужна более масштабная инфраструктура для подачи и очищения воды).

В июне 2009 года министры 34 стран подписали Декларацию зеленого роста, заявив, что они будут «укреплять прилагаемые ими усилия для  внедрения стратегий зеленого роста как в рамках принимаемых ими мер для выхода из кризиса, так и за их пределами, признавая, что “зеленый” и “рост” могут быть неразрывно связаны». Они поручили Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработать Стратегию зеленого роста(принята в 2011 году), объединяющую в единые комплексные рамки экономические, экологические, социальные, технологические аспекты развития, а также аспекты международной помощи для целей развития.

Как определено в резюме для лиц, принимающих решения, «Курс на зеленый рост» (ОЭСР, 2011), зеленый рост означает стимулирование экономического роста и развития, при котором обеспечивается сохранность природных активов и бесперебойное предоставление ими  ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит наше благополучие. Для этого он должен катализировать инвестиции и инновации, которые лягут в основу устойчивого роста и приведут к возникновению новых экономических возможностей.

Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР, отмечал: «Если мы хотим обрести уверенность в том, что прогресс в уровне жизни, который наблюдался в последние пятьдесят лет, не остановится, мы должны изыскать новые пути производства и потребления. И даже дать новое определение тому, что мы понимаем под прогрессом и как мы его измеряем».

Разработку показателей «зеленого роста» и методологию их расчета ОЭСР ведет в сотрудничестве с международными организациями системы ООН и ЕС, в частности Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирным банком и Глобальным институтом зеленого роста.

Курс на «зеленый рост» как вектор для России

Российская Федерация поддерживает инициативу «зеленого  роста», что закреплено в Резолюции IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года и Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, работу по формированию которого координировала Высшая школа экономики.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ принимает активное участие в имплементации принципов «зеленого роста» в нашей стране. До 2014 года его сотрудники вели системную экспертную работу в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 9 августа 2011 г. №Пр-2292 для Министерства образования и науки РФ. Также этот блок задач включен в тематику ряда НИР, в частности, таких проектов, как: «Разработка научно обоснованных предложений по приоритетным направлениям международного сотрудничества в области транспорта в связи с подготовкой вступления Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)» и  «Исследование международных подходов к участию в глобальных цепочках стоимости и разработка рекомендаций по анализу повышения эффективности участия Российской Федерации в глобальных цепочках стоимости в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других международных институтов».

Измерить прогресс по-новому

Для измерения прогресса в достижении заявленных в Стратегии зеленого роста целей применяется система гибких, простых и сопоставимых показателей, включающих два ключевых компонента концепции — внимание к окружающей среде и экономический рост. Работа по формированию индикаторов, которые отражают не только количественные, но и качественные изменения, пока не завершена, сказала Мириам Линстер, главный администратор отдела по анализу и оценке окружающей среды Директората ОЭСР по охране окружающей среды. Тем не менее, многие страны ОЭСР уже начали приводить свою систему статистического, отраслевого и экологического учета в соответствие с разработанным набором базовых показателей.

Россия имеет определенный опыт в формировании показателей развития «зеленой» экономики с учетом рекомендаций ОЭСР. В соответствии с федеральным планом статистических работ в системе Росстата и природоохранных ведомств разрабатывается экологическая информация, содержащаяся в 28 формах федерального статистического наблюдения, 9 из которых — в системе Росстата и 19 — в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в соответствующей сфере деятельности. Разрабатываемые статистические данные по охране окружающей среды позволяют осуществлять расчеты относительных показателей на единицу ВВП, на душу населения и на площадь территории страны, субъекта РФ и т.д. Эксперты Европейской экономической комиссии ООН и ОЭСР сопоставили экологические показатели РФ с аналогичными международными показателями «зеленого роста» и сделали вывод об их совместимости.

Некоторые результаты экспертной деятельности по измерению «зеленого роста», в том числе в рамках исследований новых источников экономического роста, новых подходов к оценке экономических вызовов и новой промышленной революции, обсудили на июльском семинаре Минэкономразвития России с участием представителей ОЭСР, Минприроды России, Минэнерго России, Минздрава России, Росстата, Торгово-промышленной палаты РФ, Высшей школы экономики, Всероссийской академии внешней торговли, Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, Международного центра устойчивого энергетического развития, Научно-исследовательского проектного института «Кадастр» и других научных и экспертных организаций.

Основные подходы в политике Российской Федерации в области природоохранной деятельности и направлениях ее совершенствования с учетом концепции «зеленого роста» прокомментировала Ольга Фильченкова, заместитель начальника отдела Департамента экономики и финансов Минприроды России. Ее коллега Кристина Будник, ведущий специалист-эксперт отдела статистики национального богатства и операций с капиталом Управления национальных счетов Минприроды России, представила задачи статистики по стоимостной оценке природных ресурсов на современном этапе. Эксперт отметила значительный объем работ в данной сфере, реализуемый в соответствии с Планом развития Системы национальных счетов (СНС) России на период с 2011 по 2017 г. (утв. приказом Росстата № 81 от 30.03.2011) и Планом мероприятий по реализации рекомендаций ОЭСР по развитию СНС (утв. 03.10.2014 совместным приказом Росстата, Минэкономразвития России и Минфина России №602/634/112н). В дальнейшем планируется проводить оценку природных ресурсов (водных ресурсов, земли и проч.) по текущей рыночной стоимости.

Информацию об использовании экологических показателей для оценки эффективности государственной политики России в области охраны окружающей среды представила Светлана Герасимова, начальник отдела Департамента гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России. Докладчик привела в качестве примера Ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, в котором данные показатели выделены в трех категориях: по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, в абсолютных и удельных значениях на ед. ВВП/ВРП. Составной частью результатов доклада является его интерактивная версия, которая позволяет визуализировать полученные данные на карте России. Светлана Герасимова сделала акцент на том, что показатели разрабатывались как с учетом методологии ОЭСР, так и рекомендаций Европейской экономической комиссии и других организаций системы ООН, собственных показателей Российской Федерации и целевых показателей государственной программы РФ  «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы».

Сотрудники НИПИ «Кадастр» Марина Фоменко и Георгий Фоменко рассказали о разработке эколого-экономических показателей для оценки «зеленого роста» и эколого-экономического учета в Российской Федерации и Кыргызстане. Также представили экономические оценки экосистемных услуг в России и примеры использования экологических показателей в управлении российскими регионами и в муниципальном управлении.

Опыт Российской Федерации в формировании системы экологических показателей в сельском хозяйстве прокомментировала Наталья Шашлова, заместитель начальника Управления статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Росстата. При формировании показателей учитывались базовые принципы развития статистики окружающей среды Статистического отдела ООН, экологические показатели и основанные на них страновые оценочные доклады Европейской экономической комиссии ООН, отраслевые рекомендации по организации получения статистических данных по затратам на охрану окружающей природной среды Евростата и положения Глобальной стратегии по улучшению сельской и сельскохозяйственной статистики ФАО.

Подготовила Елена Сабельникова