Бизнес зовут модернизировать медицину
Российское здравоохранение работает неэффективно. На примере ситуации с распространением сердечно-сосудистых заболеваний сотрудники Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Руслан Сайгитов и Александр Чулок показали, что тормозом для развития медицины в стране является крайне нерациональное распределение госсредств и безучастность бизнеса в сфере разработки и продвижения на рынок новых технологий.
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) на протяжении полувека остаются серьезнейшей проблемой здравоохранения во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), именно болезни сердца являются основной причиной смерти населения многих экономически развитых стран и стран с переходной экономикой. Правда, в последние десятилетия ряд государств смогли достичь кардинальных успехов в борьбе с сердечными недугами. В числе лидеров — Израиль, где смертность от ССЗ снизилась на 74%, Австралия и Англия (-68%), Ирландия и Япония (-67%).
Высокая смертность от ССЗ (более 350 на 100 тысяч населения) сохраняется как минимум в 15 странах мира — участницах ВОЗ, десять из которых — бывшие республики Советского Союза. Критические уровни смертности от заболеваний сердца в этих регионах (в том числе и в России) сохраняются или даже нарастают на протяжении уже нескольких десятилетий.
Несмотря на это, Минздрав РФ верит в светлое будущее. Чиновники прогнозируют линейное снижение смертности до уровня 622,4 случая на 100 тысяч населения в 2020 году, или на 18,4% в течение восьми лет, начиная с 2013 года. Это совсем немного по сравнению с тем, что продемонстрировали западные страны (разрыв в три раза), однако добиться таких показателей при нынешнем устройстве системы здравоохранения и ее финансировании будет сложно, считают авторы исследования «Сердечно-сосудистые заболевания в контексте социально-экономических приоритетов долгосрочного развития России», сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Руслан Сайгитов и Александр Чулок.
Ученые проанализировали ситуацию с распространением сердечно-сосудистых заболеваний как в глобальном контексте, так и в российских реалиях, и выявили системные причины продолжающейся в России эпидемии ССЗ. На основании объективных данных эксперты показали, как можно кардинально изменить ситуацию, добившись снижения показателей смертности в два-три раза.
Системной причиной продолжающейся в России эпидемии сердечно-сосудистых заболеваний остаются недостаточные затраты на лечение больных «сердечников», критически малое финансирование профилактических программ, а также организационные, структурные и кадровые проблемы, выяснили Сайгитов и Чулок. Нерациональное субсидирование регионов с использованием этих средств (без учета потребности, определяемой уровнем смертности от ССЗ) лишь усугубляет проблему.
Профилактику недооценили
Несмотря на то, что за двадцать лет России удалось сократить разрыв в затратах на здравоохранение по сравнению со странами Европы с 4–5-кратного в 1995 до 2–2,5-кратного в 2012 году (почти 70 долларов на душу населения), имеющиеся ресурсы распределяются нерационально, — констатировали авторы исследования.
На лечение больных ССЗ Россия расходует в 2,4 раза меньше, чем в среднем страны ЕС (и это при том, что общая заболеваемость ССЗ в России сопоставима с таковой в странах Европы). При этом на важнейшее направление в борьбе с болезнями сердца — первичную профилактику сердечно-сосудистых заболеваний (предупреждение инфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни) выделяется лишь 3% от общего объема средств госпрограммы «Развитие здравоохранение» (10,7 млрд рублей в 2014 году).
Из этих денег на формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака, выделяется 600,75 млн рублей или 0,8% от общего объема средств, выделенных на подпрограмму. Другими словами, размер финансирования профилактических мероприятий в России в 2014 году составил 499 рублей на душу населения (15 долларов США, или 11 евро). Для сравнения, в странах ЕС в 2010 году на профилактику было выделено 55 евро, в странах ОЭСР — 74 доллара.
Время новых технологий
Другая проблема связана непосредственно с самим лечением больных. Оно тоже оказывается неэффективным и недостаточным. На смену традиционным методам лечения сердечно-сосудистых заболеваний должны прийти инновационные, связанные с клеточными технологиями, биоинженерией и созданием «искусственных» органов человека, включая сердце. «Использование этих разработок для создания биомеханически совместимых имплантов и ангиохирургических стентов требует параллельного создания заделов, связанных с моделированием биоактивных конструкций, проверкой их биологической эффективности в экспериментальных условиях с применением минимально травматичных методов оперативного вмешательства», — отметили специалисты.
При этом они констатируют, что активность подобных исследований в России находится на минимальном уровне, что препятствует распространению этого исследовательского фронта регенеративной медицины.
Помимо проблем с профилактикой и лечением ССЗ, авторы статьи указывают на проблемы, связанные с диагностикой болезней и реабилитацией больных, также требующие увеличения финансирования и инновационного подхода.
Пора подключаться бизнесу
Сайгитов и Чулок утверждают: в борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями в России должны включиться все: не только государство, но и частный бизнес.
Бизнесу должны быть переданы полномочия на исследования и разработку высокорисковых и вместе с тем экономически выгодных технологических решений (безотносительно к их социальной значимости).
Государство, со своей стороны, должно обеспечить эти разработки результатами фундаментальных исследований, создать необходимые инфраструктурные и аппаратные условия для исследовательской деятельности. Документально эта позиция закреплена в утвержденной в декабре 2012 году правительством Стратегии развития медицинской науки на период до 2025 года и в ряде последующих ведомственных актов.
Однако пока документ не работает: мероприятия Стратегии не отражены в госпрограммах (в том числе и в госпрограмме «Развитие здравоохранения») и, таким образом, не имеют целевого финансирования. Также нет информации о реализации государством крупных инфраструктурных проектов, необходимых для развития медицинской науки. В срок исполняются только организационные мероприятия, находящиеся в компетенции Минздрава (межведомственные контакты, аудит подведомственных учреждений, действия по совершенствованию нормативно-правовой базы).
Екатерина Шохина, для OPEC.ru