«Умные» дороги защитят жизнь водителей
Внедрение интеллектуальных технологических разработок в сфере транспорта позволит обеспечить безопасность на дорогах, увеличить экономическую эффективность перевозок и сделать поездки более удобными. К такому выводу приходят эксперты в очередном выпуске трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Внедрение интеллектуальных технологических разработок в сфере транспорта позволит обеспечить безопасность на дорогах, увеличить экономическую эффективность перевозок и сделать поездки более удобными. К такому выводу приходят эксперты в очередном выпуске трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Высокая аварийность, рост заторов и дорожно-транспортных происшествий (ДТП), большой расход энергии, дорогая эксплуатация дорожных объектов и другие транспортные проблемы характерны уже не только для густонаселенных мегаполисов, но также для небольших городов и внегородских магистралей. Ежегодно в мире в ДТП гибнет порядка 1,3 млн человек. Еще 40–50 млн человек получают травмы и увечья.
По мнению экспертов НИУ ВШЭ, одним из наиболее перспективных направлений исследований и разработок в сфере внегородского автомобильного транспорта является «интеллектуальная» дорожная инфраструктура. Поскольку безопасность движения зависит не только от характеристик автомобиля и навыков водителя, во многих странах уделяется самое пристальное внимание строительству «умных» дорог, обладающих «прощающей» инфраструктурой, которая компенсирует неспособность человека избежать ошибок и его физическую уязвимость на дорогах. К 2019 г. мировой рынок «умных» магистралей может достичь 28 млрд долларов (при среднегодовом темпе роста в 17,4%).
«Умные» дороги позволяют экономить энергию и одновременно обеспечивают повышение безопасности для всех участников движения. Для решения первой задачи применяются системы подсветки, приводимые в действие по факту приближения автомобиля; люминесцентная краска, которая «заряжается» в дневное время суток и светится в темноте; вдоль магистрали размещаются солнечные батареи, запасающие энергию днем и расходующие ее в ночное время.
Чтобы обеспечить долговечность и безопасность дорожного полотна, используют инновационные материалы и инженерные решения (модификаторы дорожного покрытия, структурированную дорожную разметку из термопластика, покрытия противоскольжения и т.п.). Целый ряд технологий позволяет повысить информативность магистрали (например, индикаторы погодных условий и состояния проезжей части). Такие дороги можно будет снабжать специальными индукционными полосами, предназначенными для подзарядки аккумуляторов электромобилей во время движения.
Подробнее о других трендах и о том, какие за этим стоят рынки, — в очередном выпуске трендлеттера, с которым можно ознакомиться по ссылке.
Скачать версию для печати можно по ссылке.
См. предыдущие выпуски:
№ 6 (12): Ферменты на службе у медицины: применение для молекулярной диагностики и генной инженерии
№ 5 (11): Здравоохранение становится все более ИКТ-зависимым
№ 4 (10): Новые технологии для лесного сектора
№ 3 (9): Наукоемкие материалы для новой электроники и энергетики
№ 2 (8): Медицина будущего: технологии генетической инженерии для создания высокоспецифичных лекарств и инструментов молекулярной диагностики
№ 1 (7): Эффективные технологии для тепловой энергетики
№ 6: К 2030 году самолеты станут более экологичными
№ 5: Круговорот возобновляемого сырья: биодизель из микроводорослей, биоразлагаемая полимерная упаковка, электроэнергия из органических отходов
№ 4: «Умные» энергосети повысят эффективность российской энергосистемы
№ 3: Каршеринг с децентрализованной инфраструктурой и беспилотные автомобили помогут победить пробки
№ 2: Россия в Арктике: прочные морские платформы, новые ледоколы и извлечение метана из газогидратов
№ 1: Аптамеры РНК, микрочипы под кожу и карманные биосенсоры