• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шельф Арктики — один их ответов на энергетический вызов глобального плана: мнение

Внедрение инноваций в судостроительной отрасли России, создание современных верфей и высокотехнологичных судов, в том числе для освоения и транспортировки ресурсов арктического шельфа, могут дать России конкурентные преимущества на мировом рынке судостроения. Правда, без поддержки государства развить эти начинания было бы сложно. Об этом заявил замдиректора Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики Олег Карасев, передает 2 декабря корреспондент ИА REGNUM.

Внедрение инноваций в судостроительной отрасли России, создание современных верфей и высокотехнологичных судов, в том числе для освоения и транспортировки ресурсов арктического шельфа, могут дать России конкурентные преимущества на мировом рынке судостроения. Правда, без поддержки государства развить эти начинания было бы сложно. Об этом заявил замдиректора Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики Олег Карасев, передает 2 декабря корреспондент ИА REGNUM.

Определить перспективы российского судостроения позволил анализ свыше 400 технологий и продуктов из 11 тематических областей, среди которых — конструкции и механизмы судов, энергетика, экология, навигация, телекоммуникации и связь и пр.

Главные внешние угрозы для судостроения РФ связаны с «флуктуациями» экономики и усилением позиций конкурентов на рынке, считает эксперт.

Среди других проблем отрасли — дефицит квалифицированных кадров и пробуксовка технологий в области строительства гражданских судов (отсюда и не то качество конструкционных материалов, несоответствие судов ряду требований международных экологических стандартов). Значительно изношена и инфраструктура внутренних водных путей.

С учетом всех этих обстоятельств не удивительно, что отрасль мало привлекательна для инвесторов. Между тем, им стоило бы присмотреться к наиболее перспективным направлениям развития судостроения, среди которых — создание высокотехнологичных типов морской техники, в том числе предназначенных для работы в Арктике.

Эксперты связывают большие надежды с эффективной эксплуатацией Северного морского пути, с работами на континентальном шельфе России: разведкой и добычей углеводородов и биоресурсов и их транспортировкой.

Шельф Арктики — прежде всего Баренцево и Карское море — считается «клондайком» углеводородов. По сути, полный цикл работ на нем — от разведки до перевозок готовой продукции — это один из возможных ответов на энергетический вызов глобального плана. Речь идет об истощении запасов невозобновляемых источников энергии на фоне роста энергопотребления.

Многие авторитетные прогнозы говорят о том, что спрос на жидкие углеводороды в будущем будет расти — развивающиеся экономики разных регионов мира нуждаются в доступных энергоресурсах. И это одно из «окон возможностей» для России, которое нельзя упустить.

Но, как бы то ни было, для наиболее успешного освоения Северного морского пути нужно активнее развивать технологии ледовой эксплуатации. И здесь у России есть преимущества хотя бы в силу того, что число сильных конкурентов в этом сегменте очень невелико.

Следует также сфокусироваться на исследованиях — изучении океана и разработке морских биотехнологий. В промысловом сегменте отрасли надо осваивать новые районы добычи и новые технологии переработки биоресурсов.

Пессимистический инновационный сценарий предполагает активную государственную поддержку судостроения и формирование эффективной финансовой инфраструктуры. Эти усилия позволят построить современную верфь для производства гражданских судов. Прогнозируется и рост числа новых научно-исследовательских проектов.

В этом сценарии ожидается, что российским производителям удастся удовлетворить потребности в судах для внутренних водных путей на 70-80%. В строительстве сложных гражданских судов (научно-исследовательских, ледоколов и пр.) этот показатель достигнет 100% от нужного объема.

При оптимистическом инновационном сценарии российское судостроение выйдет на новый виток развития. Повысится его инвестиционная привлекательность и технологическая оснащенность. Такое развитие событий даст возможность возвести сразу несколько современных верфей для выпуска гражданских судов, интенсивного внедрения инноваций в их производство, увеличения объемов исследований.

Вместо поддержки строительства всей номенклатуры судов такой сценарий подразумевает точечные инициативы по мелкосерийному производству. Драйверами роста отрасли здесь будут кластеры для нишевого производства.

При этом, несомненно,предполагается активная позиция государства в области гражданского судостроения, заключил эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, в Арктике началось развитие транспортной инфраструктуры, освоение новых месторождений, научные исследования. По инициативе президента России в Арктике создаётся военная инфраструктура. Так, на Ямале к 2016 году появится Арктическая мотострелковая бригада. Кроме того, в Арктике формируется штаб Объединённого стратегического командования.

Северный флот РФ взял на контроль экологическую безопасность в Арктике. Также в России планируют создать министерство по развитию Арктики и развивать арктический туризм.

Источник: ИА REGNUM

02.12.2014