Путеводитель по будущему
Как крупный западный бизнес в сфере хайтека (и не только он) ни шагу не делает без форсайта, показал в экспертной колонке для «Бизнес-журнала» заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ Александр Чулок, участвовавший в подготовке октябрьского номера этого делового издания в качестве приглашенного научного редактора.
Как крупный западный бизнес в сфере хайтека (и не только он) ни шагу не делает без форсайта, показал в экспертной колонке для «Бизнес-журнала» заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ Александр Чулок, участвовавший в подготовке октябрьского номера этого делового издания в качестве приглашенного научного редактора.
Форсайт — это гораздо больше, чем даже самый детальный прогноз. Потому что он не просто помогает заглянуть в будущее, а подсказывает, как его сформировать, что нужно сделать, чтобы это будущее оказалось для вас благоприятным.
С древних времен заглядывание в будущее — любимое занятие человечества, поскольку известно, что шансов выжить больше у того, кто лучше других подготовился к встрече с неведомым. На этом стоит и вся современная индустрия консалтинга, сложившаяся в прошлом веке. Благодаря ей процедура формирования стратегии развития компании была отработана чуть ли не до автоматизма и стала рутинным бизнес-процессом, призванным дать ответ на вопросы, куда развиваться, что производить и с кем конкурировать. Используемые традиционным консалтингом методы — например, экстраполяция на будущее существующих трендов — вполне работают при относительной стабильности внешних условий. Однако в эпоху перемен они не позволяют разглядеть жизненно важные развилки в развитии компаний. И мировой финансово-экономический кризис 2008 года в этом смысле сыграл очень важную, в чем-то отрезвляющую роль, поменяв сложившиеся правила игры и продемонстрировав, что угрозы и окна возможностей для бизнеса могут появляться в весьма неожиданных областях.
Сейчас весь мир (и Россия не исключение) сталкивается с совершенно новыми глобальными вызовами, связанными с коренным изменением подходов к производству, трансформацией социально-экономических процессов, культурных ценностей — и, как следствие, изменением сложившихся цепочек создания добавленной стоимости. Постоянно появляются, быстро разворачиваются, сменяются технологические направления и сопряженные с ними рынки, возникают технологии и продукты с принципиально новыми свойствами. Радикально меняется производственная парадигма, формируются новые платформы (например, аддитивные производственные системы, облачные вычисления, композиты), на базе которых будут строиться новые отрасли.
Одновременно происходит обострение целого ряда проблем глобального характера, многие из которых напрямую затрагивают нашу страну: это высокая заболеваемость и смертность населения от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, истощение легкодоступных запасов энергоресурсов, нехватка воды в ряде регионов, растущие киберугрозы и др. А в условиях изменившейся буквально за последние месяцы международной обстановки на первый план в полной мере выходит задача обеспечения технологической безопасности.
Как разглядеть новый быстрорастущий тренд или не пропустить перспективный рынок? Классические прогнозы вне зависимости от инструментария в бóльшей степени ориентированы на «угадывание». Но есть и действенный метод — форсайт, который нацелен на «формирование» будущего. Профессор Бен Мартин из Центра исследований в области научно-технической политики Сассекского университета (Великобритания) определяет форсайт как систему методов экспертной оценки перспектив и согласования приоритетов инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.
Методология форсайта имеет почти 50-летнюю историю. Она вобрала в себя практики, наработанные в 1960‑е годы в рамках метода экспертного опроса Дельфи, с помощью которого правительство США определяло наиболее перспективные направления исследований и разработок, в том числе для военных нужд. Она взяла лучшее из метода выявления критических технологий, который в 1970‑е и 1980‑е годы использовали в Нидерландах и Франции. В конце концов форсайт объединил в один сбалансированный комплекс более шести десятков количественных и качественных методов из совершенно разных направлений — маркетинга, социологии, эконометрики, конкурентной разведки и даже научной фантастики. И при этом научился учитывать междисциплинарные эффекты.
Исследования перспектив развития экономики, науки, технологий и общества по методологии форсайта провели сотни стран, десятки транснациональных компаний, крупных регионов, городов, ведущих вузов и бизнес-ассоциаций. В чем же причины такого стремительного роста популярности форсайта как метода «работы» с будущим? Ответ во многом кроется в принципах проведения форсайт-исследования, которое основывается на вовлечении в процесс всех «стейкхолдеров» (представителей науки, компаний, государства, институтов развития, экспертного сообщества) и одновременно ориентируется на интеграцию результатов в систему принятия решений и конкретные практические шаги.
Таким образом, форсайт позволяет увязывать интересы различных игроков вокруг общего видения будущего и трансформировать полученное знание в стратегические документы, понятные тем, кто принимает решения. Одним из таких «путеводителей» по будущему является технологическая дорожная карта.
Распространению форсайта как инструмента управления изменениями во многом способствовал поиск нового «драйвера» для формирования управленческих решений как на уровне государства (например, в части научно-технической и инновационной политики), так и на уровне компаний — при определении возможных сценариев развития на средне- и долгосрочную перспективу. Причина такого поиска — появление множества неожиданных, «незапланированных» факторов, вероятность реализации которых оценивалась крайне низко, притом что их действие имело разрушительный характер. В качестве примера таких «джокеров» можно привести аварию на Фукусиме (уже сыгравший) и массовое внедрение технологий, останавливающих процесс старения человеческого организма (ждущий своего часа). Как правило, появлению таких «джокеров» предшествуют слабые сигналы, распознав которые можно раньше других узнать об угрозе или окне возможностей. «Джокеры» находятся «на хвостах» нормального распределения и во многих документах стратегического характера отметаются как маловероятные. Однако в форсайте их изучению посвящена специальная группа методов, объединенных аббревиатурой WIWE (от анл. wild cards & weak signals — «джокеры и слабые сигналы»). Например, почти треть исследований будущего, проводимых европейскими аналитическими центрами, посвящена этим вопросам.
В России за последние годы число проектов, выполненных по методологии форсайта, перевалило за полсотни, причем инициатива исходила во многом от компаний, регионов и вузов. Государство также сыграло активную роль, создав все необходимые условия и выступая инициатором некоторых исследований. В частности, в январе 2014 года премьер‑министр утвердил Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» по заказу Минобрнауки России. Прогноз стал ключевым элементом системы технологического прогнозирования и может использоваться как «радар» перспективных рынков, продуктов и услуг на ближайшие 10–15 лет (его инфографическое представление приводится на следующей странице).
В разработке прогноза приняли участие свыше двух тысяч ведущих российских и зарубежных экспертов. На основе более 150 выявленных трендов, оказывающих наибольшее влияние на сферу науки и технологий, определены угрозы и окна возможностей для России. Затем идентифицировано более 80 перспективных рынков и 250 продуктовых групп — потенциальных областей спроса на российские инновационные технологии и разработки. Исследователи составили детальное описание приоритетных тематических областей развития науки и технологий и сформулировали более тысячи конкретных приоритетных задач научных исследований и разработок, проведение которых необходимо для появления рассмотренных групп инновационных продуктов и услуг.
В итоге получился документ, который в высшей степени полезен всем участникам инновационной системы для стратегического планирования: государству, госкомпаниям, институтам развития, научному и деловому сообществу. Координация их усилий позволит нашей стране двигаться в мировом тренде научно-технологического развития, создавать плацдармы и точки роста для интеграции в существующие и будущие глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Форсайт при этом играет решающую роль «медиатора» благодаря сильным встроенным коммуникационным функциям.
Для России, безусловно, форсайт не станет панацеей от всех накопившихся проблем, однако может значительно обогатить арсенал стратегических инструментов и помочь в построении моста в лучшее будущее.
Александр Чулок, для «Бизнес-журнала» №10 (223), 2014