• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Форсайт: навигатор по бизнесам будущего. Семь советов

Было бы неплохо вернуться лет на 10-15 назад и вложиться в «правильные» технологии или акции. К сожалению, машины времени у нас пока нет, зато есть форсайты. Заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок поделился с читателями портала E-xecutive, каким прогнозам следует доверять и как использовать их результаты для бизнеса.

Было бы неплохо вернуться лет на 10-15 назад и вложиться в «правильные» технологии или акции. К сожалению, машины времени у нас пока нет, зато есть форсайты. Заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок поделился с читателями портала E-xecutive, каким прогнозам следует доверять и как использовать их результаты для бизнеса.

Изменчивость современного мирового бизнеса, развитие инновационных технологий, прорывные открытия в области физики, нанотехнологий, медицины и биологии — для кого-то это может стать вызовом, а для кого-то — возможностью.

Используйте радар продуктов и технологий

Фантастические сюжеты очень быстро воплощаются в реальности. Помните фильм «Превосходство», в котором умирает главный герой — гениальный разработчик искусственного интеллекта, а перед смертью его сознание кодируют и подключают к сети интернет?

Смотря этот фильм, я пошагово могу показать, как в нем разворачиваются многие сюжеты, заложенные в прогнозе научно-технологического развития России до 2030 года, который по заказу Минобрнауки России был разработан НИУ ВШЭ при участии более 2 тыс. экспертов мирового уровня и в начале года утвержден Дмитрием Медведевым. Например, квантовые компьютеры или интерфейсы «мозг — компьютер» для передачи сигнала конкретным паттернам нейронов, которые, возможно, войдут в массовый обиход уже ближайшие 7-10 лет. Представляете, какие возможности тогда будут у человечества?

В Прогнозе показаны глобальные вызовы и тренды, перспективные рынки и направления исследований по семи приоритетным направлениям развития науки и технологий:

  • «Информационно-коммуникационные технологии»,
  • «Науки о жизни» (в прогнозе представлены «Медицина и здравоохранение» и «Биотехнологии»),
  • «Новые материалы и нанотехнологии»,
  • «Рациональное природопользование»,
  • «Транспортные и космические системы»,
  • «Энергоэффективность и энергосбережение».

В совокупности выделено более 250 перспективных групп продуктов и услуг — каждая их них может «открыть» новую веху в существующем распределении добавленной стоимости: сформировать бизнес или закрыть его.

Как вам идея портативной батареи, срок активной работы которой — 50-70 лет; или возможность создания гибридных структур, сочетающих органические фрагменты с неорганическими, а живые ткани — с синтетическими компонентами; или появление «настольной нанофабрики», позволяющей осуществлять молекулярное производство макроскопических объектов?

Чаще смотрите по сторонам

Открытия в смежных областях могут радикально изменить ваш бизнес.

Если вы не хотите в эпоху телеграфа оказаться обладателем прекрасной стаи быстрых почтовых голубей, в которые были инвестированы все ваши средства, изучайте альтернативы, будьте готовы к изменениям. Даже государство, которое часто является носителем консервативной точки зрения, понимает, что без постоянного мониторинга и отслеживания передовых тенденций всегда будешь на шаг позади.

За рубежом подобные системы успешно функционируют уже десятилетия, у нас в стране эта практика только начинает разворачиваться. Условно ее старт был дан в «майском» указе президента (№596 от 7 мая 2012 года). Мониторинг глобальных научно-технологических и социально-экономических трендов был основой для формирования Прогноза. В итоговом документе удалось выделить более 150 наиболее значимых для России тенденций, многие из которых угрожают нашим компаниям, но некоторые могут стать и своеобразным «окном возможностей».

Помните про российский контекст

В погоне за мировыми рынками не стоит забывать, про российскую специфику, которая, к сожалению, не всегда накладывает позитивный отпечаток. Например, один из катастрофических для мира вызовов — рост числа сердечнососудистых заболеваний для России отягощается высокой смертностью вследствие неэффективной системы реабилитации.

А вот массовое распространение в мире «умных» лекарств наоборот, может создать хорошие возможности для отечественного бизнеса, конечно, если он найдет общий язык с учеными, ведущими соответствующие разработки.

Научитесь понимать язык ученых

Бизнесмены и ученые говорят на разных языках, одни мыслят категориями прибыли, другие — терминами научно-исследовательских разработок, и часто не слышат друг друга.

Компаниям важно научиться читать «продукты» ученых (к сожалению, действительно часто они написаны малопонятным языком). Ведь это не отменяет того факта, что сегодня ученые дискутируют о технологических проблемах создания космического лифта, а завтра эти технологии изменят наши представления о туризме и создадут ниши для новых видов бизнесов.

Решению проблемы может помочь Форсайт, который как раз и направлен на объединение интересов различных игроков — науки, бизнеса, общества, вузов, государства вокруг достижения общей для всех цели — формирования такого образа будущего, в котором всем бы было комфортно.

Методика Форсайта, которая на текущий момент насчитывает 50-60 различных методов, позволяет разработать метаязык, который понятен и ученым, и бизнесу. Например, в Прогнозе удалось указать те характеристики перспективных продуктов и услуг, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке, а, значит, бизнесу, который решится на их производство, — получать прибыль!

Так для инновационных продуктов и услуг в медицине — это возможность ранней диагностики заболеваний и минимизация последствий и осложнений у пациентов. Для новых типов аквабиокультур — сбалансированность питательных веществ, витаминов, аминокислот и повышенная устойчивость к воздействию агрессивной окружающей среды. Для приложений дополненной реальности — удобство получения информации в режиме реального времени и кастомизация контента. Правильно используя эти требования, можно создать мост между наукой и бизнесом, предложением и спросом.

Формируйте будущий спрос

Классики маркетинга учили нас, что «высший пилотаж» это не просто грамотно изучить текущий спрос и подстроиться под него, но и сформировать новый, создав собственный рынок. Бизнес основан на удовлетворении потребностей, которые можно менять или даже формировать.

Например, на стремительно развивающемся тренде «выглядеть спортивно» выросла целая индустрия «умной» одежды и различных электронных гаджетов — пульсометров, шагомеров и др. А тренд на «активное старение» (после 60-70 лет пожилые люди продолжают вести активный образ жизни) формирует совершенно новый класс потребителей и, соответственно, рыночные ниши.

У кого из нас лет 15 назад была потребность «бэкапить» данные, все время таскать с собой флэшку или «чекиниться» в социальных сетях? А ведь эти достижения науки и техники, вошедшие в привычки общества, создали колоссальные новые рынки, во многом превышающие традиционные.

Мнения авторитетных экспертов с мировым именем, прошедшие серьезный отбор и дополненные расчетами и данными экономических моделей, представленные в Прогнозе (всего было использовано более десятка качественных и количественных методов), позволяют при правильном их использовании сформировать представление о будущем облике рынков, узнать, какие продукты и услуги будут «в цене» и начать готовиться к переменам.

Надо сказать, что результаты Прогноза многим могут показаться не столь фантастическими и будоражащими воображение по сравнению с научной фантастикой или даже работами более сдержанных футурологов, таких как Митио Каку. Однако в этом во многом и кроется их практическая ценность — умеренный консерватизм в сочетании с детальной проработкой всех смелых идей и прорывных предложений от современной науки дает основу для формирования диверсифицированного портфеля инвестиций.

Учитесь быстро внедрять изобретение

Будущее новых бизнесов — за способностью быстро коммерциализовать результат исследований. Не столь важно, кто придумал, важно, кто быстро сообразил, как это использовать, и превратил планы в жизнь.

Посмотрите на стратегию Китая: десятилетия эта страна копировала чужие разработки, при этом вкладывая сумасшедшие деньги в собственные НИОКР и поддержку соответствующей инфраструктуры. Сейчас найти что-то некитайское большая трудность. Страны Европейского союза создают национальные инновационные системы, которые как «пылесос» вытягивают со всего мира перспективные изобретения и новшества. К слову, многие из них — российские, не нашедшие на родине быстрой и адекватной поддержки.

Однако ситуация меняется. Если делаете бизнес — держите «руку на пульсе» мировых трендов, создавайте условия для максимально быстрой абсорбции нововведений и выходите на рынок. Я считаю, что быть на шаг впереди конкурентов поможет радар перспективных продуктов и услуг, созданный по технологии Форсайта, а удержать в верном фарватере — надежная дорожная карта.

Используйте правильные дорожные карты

Сейчас в России появилось большое количество дорожных карт, у которых столь же мало общего с настоящими технологическими дорожными картами, сколько у школьного атласа с Google maps. Карта тогда может служить верным проводником к желаемой цели, когда она построена по методологии Форсайта. Во-первых, в ее разработке принимали участие все ключевые стейкхолдеры — те, кто может повлиять на создание вашего будущего (сделайте карту только с опорой на бизнес, чиновников или науку — она будет однобока). Во-вторых, эксперты должны пройти жесткий отбор, а информация — многократную проверку (если карту будут разрабатывать «все, кто сумел придти», а данные использоваться «что успели найти» — на результат опасно будет полагаться).

И, наконец, в-третьих, должна быть ориентация на поддержку принятия решений — карта ради карты или пиара не решит проблем бизнеса, она должна быть интегрирована в процессы управления компании, использоваться как стратегический инструмент ее развития.

Карта, построенная «по всем правилам», содержит несколько слоев, которые развиваются во времени и тесно взаимосвязаны друг с другом. В классическом исполнении технологические дорожные карты включают слои: «Тренды и вызовы», «Рынки и продукты», «Технологии», «Исследования и разработки». В последнее время все более активно начинает развиваться еще один слой «Управленческие решения», в котором описываются те действия, которые должны предпринять владельцы карты для достижения поставленных целей и задач. Причем карта — это не только картинка, но и серьезный многостраничный документ, описывающий все элементы стратегии и связи между ними.

Подробнее о долгосрочном прогнозе научно-технологического развития России вы можете узнать в этом документе.

Представленные в Прогнозе вызовы, окна возможностей, продукты и направления исследований во многом носят междисциплинарный характер. Независимо от того в каком бизнесе вы работаете, прогноз надо читать до конца, угроза или возможность могут прийти из любой отрасли.

Автор выражает искреннюю благодарность за помощь в подготовке публикации и ценные комментарии Людмиле Мезенцевой и Елене Гутарук.

Источник: E-xecutive

19.09.2014