Принят закон «О стратегическом планировании»
С 11 июля вступает в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании». В систему важнейших документов, определяющих деятельность в области планирования и прогнозирования, включен прогноз научно-технологического развития Российской Федерации. Его разработку по заказу Минобрнауки России координирует Высшая школа экономики и эксперты ИСИЭЗ в частности.
С 11 июля вступает в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании». В систему важнейших документов, определяющих деятельность в области планирования и прогнозирования, включен прогноз научно-технологического развития Российской Федерации. Его разработку по заказу Минобрнауки России координирует Высшая школа экономики и эксперты ИСИЭЗ в частности.
Закон создает правовую основу для деятельности по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей экономики.
В статье 3 дается определение прогноза научно-технологического развития Российской Федерации. Это — «документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период».
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации отнесен (в статье 11) к документам стратегического планирования, наряду с ежегодным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; стратегией социально-экономического развития Российской Федерации; стратегией национальной безопасности Российской Федерации; стратегическим прогнозом Российской Федерации; прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации; бюджетным прогнозом Российской Федерации; государственными программами Российской Федерации и др.
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации назван (в подпункте 3 статьи 11) первым из документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования. Развернутое определение прогноза научно-технологического развития Российской Федерации приводится в статье 22, с которой начинается глава 6 «Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на федеральном уровне». Приводим текст статьи 22 полностью.
1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации разрабатывается на основе решений Президента Российской Федерации каждые шесть лет на двенадцать и более лет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, перечня критических технологий Российской Федерации и на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук.
2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации содержит:
1) оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития Российской Федерации в сопоставлении с мировыми тенденциями;
2) анализ и прогноз внешних условий и тенденций научно-технологического развития Российской Федерации;
3) анализ макроэкономических, структурных и институциональных факторов научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
4) прогноз технологического развития секторов (отраслей) экономики, в том числе по субъектам Российской Федерации;
5) направления научно-технологического развития Российской Федерации и основные направления совершенствования научно-технической политики;
6) иные положения, определенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации.
4. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Порядок разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
С принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогнозирование долгосрочных приоритетов развития науки и технологий России выходит на новый, более системный, уровень. В той же логике — создание национальной системы технологического прогнозирования, «ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учётом развития ключевых производственных технологий», начало которой положено Указом Президента Владимира Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года. Определенные заделы (методические и практические) для реализации такого системного подхода созданы в ходе многолетней работы экспертов, формировавших Прогноз научно-технологического развития России до 2030 года при координации специалистов НИУ ВШЭ.