• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инновации в системе БРИКС

Несколько расхожих фактов о ресурсной мощи стран БРИКС: на их долю приходится примерно 1/4 всей суши, 1/4 общемирового ВВП, более 40% населения Земли. Изучать и прогнозировать развитие этого межстранового объединения, появившегося в 2006 году по инициативе России, было важно с самого его начала. Уже 8 лет ИСИЭЗ участвует в международном проекте по исследованию особенностей формирования национальных инновационных систем (НИС) БРИКС. Весной участники обсудили цели его нового этапа.

Несколько расхожих фактов о ресурсной мощи стран БРИКС: на их долю приходится примерно 1/4 всей суши, 1/4 общемирового ВВП, более 40% населения Земли. Изучать и прогнозировать развитие этого межстранового объединения, появившегося в 2006 году по инициативе России, было важно с самого его начала. Уже 8 лет ИСИЭЗ участвует в международном проекте по исследованию особенностей формирования национальных инновационных систем (НИС) БРИКС. Весной участники обсудили цели его нового этапа.

Старт очередного витка по проекту БРИКС, который знаменуется более масштабными целями, был задан на семинаре «Системы инноваций и развития», проведенного 25—26 марта 2014 года в Бразилиа (Бразилия). Его организовали Центр стратегических исследований и менеджмента в сфере науки, технологий и инноваций (CGEE), с которым ИСИЭЗ активно развивает научное партнерство, и Министерство науки, технологий и инноваций Бразилии. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на встрече представляли заместитель директора Форсайт-центра Александр Чулок и старший научный сотрудник Центра научно-технической, инновационной и информационной политики Станислав Заиченко.

Справка:

Проект по изучению БРИКС появился из инициативы экспертного сообщества Globelics и на протяжении восьми лет реализуется консорциумом, в который помимо ИСИЭЗ входят Федеральный университет Рио-де-Жанейро (Бразилия), Центр по изучению развития (Индия), Университет Цинхуа (Китай), Тшванский технологический университет (ЮАР) и др.

В первые годы проекта экспертные группы занимались выработкой комплексного видения структурных особенностей, факторов и вызовов НИС пяти стран, обменивались опытом в области различных направлений инновационной политики и систематизировали межстрановые сравнения.

Результаты этой работы увидели свет в 2013—2014 годах в виде серии коллективных монографий BRICS National Systems of Innovation, опубликованной международным издательством Routledge. Их авторы рассмотрели ключевые факторы формирования НИС под углом специфики каждой из пяти стран БРИКС. Главы, посвященные России, подготовили ведущие сотрудники ИСИЭЗ. Темы для монографий были выбраны такие:

  • роль институтов государства в инновационном развитии стран БРИКС,
  • роль транснациональных корпораций в инновационных процессах,
  • инновационная активность малых и средних предприятий,
  • связь социальных процессов и социального неравенства с инновационным развитием,
  • проблемы финансирования инновационной деятельности.

Из межстрановых сопоставлений следуют два главных вывода. Во-первых, факторы инновационного роста пяти экономик не только радикально отличаются от большинства индустриально развитых стран, но и различны внутри самой «пятерки». Другими словами, у каждой из стран БРИКС свой особый путь инновационного развития. Во-вторых, под влиянием глобальных и локальных вызовов факторы роста стран БРИКС чрезвычайно быстро меняются, что диктует необходимость проработки одновременно многих траекторий развития для каждой из пяти экономик.

Цели проекта БРИКС лежат не только в плоскости академических изысканий, но также в интеграции в промышленную и научно-техническую политику, прежде всего посредством выстраивания альтернативной модели национальных инновационных систем для Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Еще одна важная задача — привлечение внимания научной общественности, органов государственной власти и представителей крупнейших корпораций пяти стран к проблемам развития их национальных инновационных систем, установление и расширение международных исследовательских связей. На новом этапе проекта станет более выраженным вектор на вовлечение стейкхолдеров высокого уровня.

Признание знания

Экспертному семинару в Бразилии предшествовала встреча министров  по науке, технологиям и инновациям стран БРИКС, состоявшаяся в Кейптауне (ЮАР) с  9 по 12 февраля 2014 года. Россию на ней представляла заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова. Как сообщает сайт министерства, «участники обсудили Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций и определили направления для сотрудничества стран БРИКС в данной сфере. Это продовольственная безопасность, нанотехнологии, новые источники энергии, научные парки, инкубаторы и др.».

Первоочередные цели нового этапа проекта БРИКС — его признание и поддержка руководством всех стран-участников, активное вовлечение широких академических кругов и бизнес-сообществ. В ближайшее время планируется подготовить также пятисторонний меморандум о сотрудничестве экспертных организаций, который будет включать основные положения и формальные определения по предмету исследования — НИС и отражать общее видение дальнейшего развития проекта, цели, задачи и конкретные направления деятельности.

Присутствовавшие на семинаре государственные представители Бразилии и Китая высоко оценили представленные исследователями результаты, выразили глубокую заинтересованность в продолжении проекта БРИКС и готовность к поддержке и взаимодействию на высоком уровне. Был достигнут консенсус относительно необходимости выработки дальнейшей стратегии исследований с учетом характера и предметов договоренностей, достигнутых на саммите в Кейптауне, и прежде всего — в отношении планомерного развития прагматичного открытого партнерства. Участники семинара договорились о переходе на новом этапе проекта от обмена опытом к организации долгосрочного многоуровневого сотрудничества пяти стран в направлениях промышленной, научно-технической и инновационной политики, академического обмена и развития компетенций, международных финансовых отношений и пр.

Участники семинара согласились с тем, что инициативы по проекту БРИКС должны развиваться в проактивном режиме, то есть не как реакция на текущие запросы администраций и правительств, но как системный согласованный ответ на существующие и прогнозируемые глобальные вызовы в рамках собственного видения стран «пятерки» (в противоположность подходам, сформированным индустриально развитыми странами и международными институтами развития).

Новые вызовы — новые сюжеты исследований

В президиуме Александр Чулок (третий слева)
В президиуме Александр Чулок (третий слева)

На фоне усугубляющихся глобальных вызовов, траектории развития экономик государств БРИКС, еще недавно казавшиеся их правительствам устойчивыми и оптимальными, начинают радикально меняться. Участники семинара рассмотрели вопросы поиска новых механизмов обеспечения устойчивого роста и развития для пяти стран, проблемы промышленной политики, поддержки и стимулирования инновационной активности реального сектора экономики. Особое внимание уделялось концепции новой индустриализации и ее роли в обеспечении устойчивого развития.

Тема обучения и развития инновационных систем стала продолжением разработанного на предыдущих этапах проекта направления по анализу сферы науки и технологий как основного источника знаний для инновационной деятельности. При выходе за пределы линейной модели инноваций все большее значение приобретают источники компетенций (включая высшее образование, механизмы образования в течение всей жизни, инструменты интеграции науки и образования и пр.), обеспечивающие необходимый уровень производительности труда для инновационного роста.

Новым сюжетом для проекта стали государственные закупки и их роль в политике стимулирования спроса на инновации. Для стран БРИКС характерна выраженная роль государства как приоритетного с точки зрения инновационных предприятий потребителя товаров и услуг. Эксперты поделились своим видением дальнейших перспектив планирования, внедрения и координации инициатив инновационно-ориентированных госзакупок (включая нормативно-правовое обеспечение) на уровне отдельных групп продукции и целых отраслей.

Страны БРИКС также характеризуются высокой степенью межрегионального неравенства по уровню инновационно-технологического и социально-экономического развития. Эксперты представили анализ локальных вызовов и тенденций региональной инновационной политики в представляемых ими странах, обсудили развитие таких направлений государственных инициатив, как обеспечение мобильности населения, социальная инклюзия (то есть включение граждан в более широкие сообщества) на региональном уровне и пр. Еще одним выражением социального неравенства и приоритетным долгосрочным вызовом для стран БРИКС было признано развитие системы здравоохранения. Участники семинара обсудили возможные траектории инновационного развития как самой системы медицинских услуг, так и сопутствующих отраслей, включая фарминдустрию.

В президиуме Станислав Заиченко (второй слева)
В президиуме Станислав Заиченко (второй слева)

Через все дискуссии красной нитью проходила важность установления многостороннего сотрудничества между странами БРИКС на самом высоком уровне в целях координации и развития совместных инициатив в сфере научно-технической и инновационной политики, крупных международных деловых и гуманитарных проектов.

Координирующую роль в организации взаимодействия стейкхолдеров высокого уровня все увереннее выполняет Форсайт. Ввиду этого закономерным стало обсуждение на встрече по проекту БРИКС перспектив формирования международной платформы для форсайт-проектов, а также системной информационной площадки для привлечения и обеспечения взаимодействия широкого спектра заинтересованных участников инновационных систем стран БРИКС — органов власти, компаний, университетов, научных организаций, институтов развития и пр. В порядке усиления системной работы по информированию предлагается, во-первых, создание и поддержка необходимых баз знаний, во-вторых, ежегодная публикация детальных международных аналитических отчетов по инновационному развитию Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. На встрече также обсуждались возможности создания фонда финансирования совместных инновационных проектов «пятерки» БРИКС.

Сотрудники ИСИЭЗ, в частности двух его подразделений — Центра научно-технической, инновационной и информационной политики и Форсайт-центра, продолжат активное участие в новой фазе проекта БРИКС.

Станислав Заиченко

Фото: Divulgação и Augusto Coelho /MCTI

Публикации в СМИ Бразилии о семинаре

Seminário Brics  (видеокомментарий Maria Clara Soares, Instituto de Economia/UFRJ, 26.03.2014)

Brics querem firmar posições conjuntas em políticas de CT&I (brasil.gov.br, а также pe-et.com.br, 26.03.2014)

BRICs debatem sistema de inovação (edsonmachado.net, 27.03.2014)