Будущее науки: междисциплинарность
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ рассматривает феномен междисциплинарности в современной науке на основе результатов опроса ведущих мировых ученых о будущем науки на горизонте до 2030 года.
Опрос проведен по квотной выборке методом самозаполнения электронной анкеты (CAWI). После взвешивания данных итоговый размер выборки составил 374 человека, из которых 252 русскоязычных и 122 англоязычных исследователей. Подробные результаты исследования представлены в монографии ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Будущее мировой науки» (доступна в печатной версии в книжных магазинах и для заказа онлайн).
Согласно результатам опроса, именно междисциплинарность лидирует в рейтинге значимости трендов развития науки в перспективе до 2030 г. (71% респондентов), опережая даже цифровизацию исследований и разработок (ИР), оказавшуюся в силу стремительного развития в последние годы в центре внимания ведущих стран, научного сообщества и экспертов (62% ответивших). Полученные оценки российских и зарубежных ученых заметно различаются, также они варьируют в зависимости от их «принадлежности» к областям науки и места основной работы (рис. 1).

Наиболее высокие ожидания от междисциплинарности у представителей гуманитарных и социальных наук (84 и 78% от числа опрошенных), а также у российских респондентов в целом и экспертов из университетов (по 75%). Более сдержанно оценили ее перспективы зарубежные участники опроса (63%), а также занятые в компаниях (53%) и в сельскохозяйственных и медицинских науках (по 50% от числа опрошенных).
Полученный разброс представлений о роли междисциплинарных исследований в развитии науки на горизонте до 2030 г. может быть продиктован различными причинами. Например, если одни респонденты сочли, что на момент проведения опроса роль междисциплинарности уже проявилась максимально, то дальнейшее нарастание ее значимости до 2030 г. может представляться им маловероятным. Возможно, другие, диагностировавшие ее дефицит, ожидали либо его сохранения, либо усиления важности междисциплинарности в будущем.
Высокая значимость междисциплинарности подтверждается и тем, что ее дефицит (слабость или отсутствие) свыше трети (39%) опрошенных отнесли к пяти главным барьерам развития науки (зарубежные респонденты чаще, чем российские: 43 и 36% соответственно; рис. 2), в рейтинге которых она занимает третье место, заметно уступая дефициту квалифицированных кадров (51%) и незначительно — недостаточной господдержке (44%). Среди областей науки выделяются, с одной стороны, социальные и гуманитарные: в этой группе 46–48% респондентов видят в слабости междисциплинарности вполне реальную проблему; с другой — сельскохозяйственные: среди участников опроса из этой области лишь 19% респондентов отнесли дефицит междисциплинарности к пятерке основных барьеров науки. Такой результат не подлежит однозначной трактовке: то ли в сельскохозяйственных науках с междисциплинарностью все отлично, то ли она, напротив, там игнорируется или практически отсутствует?

43% опрошенных максимальное проявление междисциплинарности относят к среднесрочной перспективе (к 2030 г.), при этом зарубежные ученые оказались гораздо оптимистичнее российских (этот интервал выбрали 58% зарубежных и 36% российских респондентов) (рис. 3).

Чаще прочих на расцвет междисциплинарности к 2030 г. рассчитывают в медицинских и сельскохозяйственных науках (64 и 63% респондентов этих групп), напротив, реже — в технических науках (33%). Результаты опроса в части периода максимального проявления тенденции к междисциплинарности могут служить не только одним из факторов оценок ее значимости до 2030 г., но и своего рода индикатором уровня развития междисциплинарности исследований и разработок в России и за рубежом и в отдельных областях науки.
Резюме:
Оценки междисциплинарности, полученные в ходе опроса, оказались довольно неоднозначными, что создает определенные сложности для их трактовки и выводов относительно ее состояния и перспектив развития. Для их преодоления можно обратиться к исследованиям феномена междисциплинарности, насчитывающим не один десяток лет. В них, в частности, отмечаются как ее значение в науке, так и определенная парадоксальность развития, т. е. с одной стороны, доказывается ее эффективность и необходимость поддержки, с другой — финансирование и оценка ИР по-прежнему осуществляются преимущественно в разрезе отдельных дисциплин.
В результате, устранение основных барьеров развития междисциплинарных исследований на горизонте до 2030 г. представляется маловероятным из-за исторически сложившейся дисциплинарной структуры науки, которая во многом задает организационную структуру научных организаций и университетов, повестку ИР и практику рецензирования публикаций и проектов, несмотря на наличие в ряде случаев формальных и неформальных установок на поддержку междисциплинарности и примеров их реализации.
Наконец, заметное в последние годы расширение практики количественного анализа и измерения междисциплинарности характеризуется разнообразием используемых данных и методических подходов, что зачастую приводит к получению не только невоспроизводимых результатов, но и несопоставимых, а иногда и противоречивых выводов.
С учетом этого и других аспектов исследований междисциплинарности, проведенный опрос позволяет предположить, что ее значимость в будущем будет возрастать, однако в среднесрочной перспективе какие-либо всплески или радикальные сдвиги в ее динамике пока не просматриваются.
Источники: результаты опроса, проведенного в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования», реализуемого по программе развития НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки России (Программа «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты») и Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Галина Китова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Делаем науку в России: ученые настроены оптимистично»
См. также: