• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование в контексте демографического прогнозирования населения России

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал тридцать шестой выпуск научного дайджеста. В нем представлены результаты исследования демографического прогнозирования и его факторов. Исследование проведено в рамках проекта «Разработка мультистатусных демографических моделей для России с учетом уровня образования и состояния здоровья / ожидаемой продолжительности жизни».

Образование в контексте демографического прогнозирования населения России

Freepik

Динамика человеческого капитала определяется двумя основными компонентами: количественной, зависящей от изменения численности населения, и качественной, зависящей от изменения образования, опыта работы, квалификации и здоровья. Оба компонента взаимодействуют, совместно определяя динамику человеческого капитала. Понимание всего комплекса проблем, связанных с человеческим капиталом, достигается путем изучения его качественных аспектов и их взаимодействия с количественными изменениями. 

По мнению экспертов, уровень образования является важным фактором, влияющим на все ключевые аспекты демографического поведения населения – рождаемость, смертность и миграцию. Учет его в демографических прогнозах позволяет сильно повысить их точность, а также помочь ответить не только на демографические, но и на социально-экономические вопросы, касающиеся прогнозирования будущего.

Новый выпуск научного дайджеста предоставляет актуальные данные о влиянии фактора образования на многие демографические показатели и их динамику в современной России. Так, многими исследованиями было показано, что в целом для развитых стран характерно снижение показателей рождаемости по мере повышения уровня образования женщин. Это утверждение в целом верно для России, однако в Москве, наоборот, у женщин с высшим профессиональным образованием среднее число рожденных детей наибольшее по сравнению с имеющими другой уровень образования. Эти данные ставят под сомнение тезис о неизбежности более низкой рождаемости у женщин с высшим образованием.

Применительно к миграции учет образовательных статусов мигрантов позволил выявить, что в целом образовательная структура миграционного прироста в России незначительно отличается от образовательной структуры самого российского населения. Исходя из этого можно говорить, что миграционный поток в Российскую Федерацию, вопреки существующим стереотипам, не ухудшает образовательную структуру населения и не наносит ущерба человеческому капиталу, зависящему от уровня образования, по крайней мере по формальным показателям.

Авторы нового выпуска научного дайджеста (Вадим Устюжанин, Владимир Архангельский, Игорь Ефремов, Юлия Зинькина, Андрей Коротаев) пришли к выводу, что именно образование является мощным фактором, определяющим неоднородность значений показателей смертности и рождаемости среди населения.

Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон.

Новый выпуск научного дайджеста доступен по ссылке

С предыдущими выпусками можно ознакомиться по ссылке.

Научный дайджест подготовлен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-327).